Новый глава Генштаба ВСУ Руслан Хомчак, получивший эту должность из рук президента Владимира Зеленского, заявил, что не ждет скорого наступления России. При этом он осудил действия Киева в Керченском проливе в ноябре 2018 года, когда три корабля ВМС республики вместе с личным составом попали в руки российских пограничников. Эксперты «МК» объяснили последствия такой риторики.
По словам Хомчака, Москве незачем наступать на Киев, а в развязывание войны просто ради убийства украинцев он не верит. Глава Генштаба считает, что на Донбассе Украина противостоит России, но подчеркивает, что в Донецке и Луганска давно сформированы собственные боевые части, действия которых координируются российскими военными. При этом Хомчак тоже не собирается наступать на ДНР и ЛНР, так как не видит «чисто военного» пути решения конфликта.
Таким образом, несмотря на то, что ситуацию в регионе он все-таки считает угрожающей, его позиция отличается от того, что заявляло военное командование времен Петра Порошенко. Напомним, еще месяц назад в Киеве говорили, что ведут войну с Россией и являются единственной преградой Евросоюза на пути ее агрессии. В свою очередь руководство России якобы спит и видит, как будет захватывать Львовскую область.
Вместе с тем Хомчак намерен выяснить у главы ВМФ Украины, кто и чем руководствовался, когда приказывал украинским морякам переплыть через Керченский пролив. Хомчак считает, что у республики не так много судов, чтобы она могла себе позволить разбрасываться ими. В то же время, генерал, вышедший из окружения в Иловайском котле, надеется, что моряков, оказавшихся в плену, удастся вернуть на родину.
«МК» выяснил у экспертов, можно ли считать новое военное руководство Украины более адекватным, чем предыдущее:
Денис Денисов, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
– Судя по первым заявлениям Хомчака, он гораздо ближе к реальности, чем предыдущие главы Генштаба. Но в целом об адекватности этого человека можно будет судить только в конце лета, когда на Украине пройдут парламентские выборы. До того как Зеленский заведет в Верховную раду свое большинство, он вряд ли будет выступать с какими-то высказываниями, которые могут быть неоднозначно восприняты в украинском обществе.
Если осенью мы будем продолжать слышать из Киева миротворческие заявления, можно будет говорить о разморозке Минских соглашений и так далее. Отдельно отметим, что Хомчак, будучи военным, вряд ли озвучивал свои мысли. Как правило, у генералов очень плохо получаются миролюбивые высказывания. Им привычнее общаться при помощи выстрелов. Очевидно, что в данном случае мы слышим то, что ему сказал Зеленский. Другое дело, что новый президент Украины регулярно делает противоречащие друг другу заявления. То он хочет вести прямые переговоры с Россией, то отказывается от них, и так далее. Посмотрим, к чему он склонится в итоге.
Алексей Якубин, украинский политолог:
– Порошенко пытается загнать Зеленского и его команду в жесткие рамки противостояния с Россией, чтобы обеспечить преемственность своего курса. Однако новый президент умело обходит эти ловушки. В частности, Хомчак продолжает говорить об агрессии России, но подчеркивает, что завтра наступления не будет. Фактически это является сигналом для военных о том, что через какое-то время риторика властей может серьезно измениться.