В Петербурге прошёл IX съезд Союза журналистов города и области. Делегаты не хотят превращаться в подразделение Союза журналистов России – на фоне слухов о вливании региональных подразделений в федеральную структуру.
Впервые за долгое время представители прессы собрались “дома” – в Доме журналиста на Невском, 70, который долгое время был на реконструкции, и коллеги даже опасались, что вернуться туда вообще не удастся. Отбили здание, по словам делегатов, “с трудом”.
Проходят съезды раз в четыре года, надо ли говорить, что за такое время в медиа и российском законодательстве происходят тектонические сдвиги. В Петербурге они, к тому же, наложились на момент смены власти. Чиновники, пришедшие на съезд, заверяли, что власти “заинтересованы в сильном Союзе журналистов», однако на практике всё выглядит наоборот.
Говоря о деятельности СЖ за 2015-19 годы, председатель Людмила Фомичева отметила проблему в работе “полевых” корреспондентов в Петербурге. Речь о ситуациях, когда силовики в ходе работы на массовых акциях задерживали журналистов и мешали работать. СЖ сначала выдал коллегам жилеты, потом придумал яркие голубые рукава с надписью “пресса”, общался с правоохранителями, но всё тщетно: корреспондентов продолжили “винтить” на митингах, невзирая на нарукавники, удостоверения и редакционные задания. Как с этим быть, если встречи и разговоры с силовиками после очередного разгона не помогают, СЖ не придумал.
СЖ поведал, как вступался за Сергея Кагермазова, которому отказали в аккредитации в городской парламент: профсообщество полагает, что на Кагермазова “зуб” у спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, а ведомственный ответ на запрос СЖ Людмила Фомичева обратила почти в анекдот, процитировав фразу “Отсутствие аккредитации не препятствует получению информации”.
СЖ провёл «круглый стол» на тему нового закона о СМИ и пришёл к выводу, что он не нужен. Также петербургский союз “отбил атаку” Союза журналистов России, который предлагал региональной структуре войти в федеральную. Петербургский СЖ готов стать частью российского союза только как самостоятельное юрлицо, со всеми полномочиями, отметила Фомичева, а для этого, как минимум, нужно менять устав.
Об этом же говорил на съезде глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев, прибывший в качестве гостя. Московские коллеги полгода назад приняли новый устав, также не пожелав стать частью российского СЖ. Гусев отметил заслугу москвичей в диалоге с властью ради редакции “закона о фейковых новостях”: “Если бы всё осталось так, как было в первой редакции, мы все, кто тут сидит, считались бы преступниками”.
Проблемы с задержаниями на массовых мероприятиях в столице схожие: “Делается всё, чтобы создать трудности для работы журналистов, – говорил Гусев. – Их мутузят, бьют, мы вытаскиваем их из кутузок, встречаемся с Росгвардией по этому поводу”. А потом Павел Гусев сделал неожиданное заявление: московский Союз готов войти в состав петербургского, одновременно он предлагает включить петербургскую организацию в состав московской. Глава столичного СЖ пояснил, что имеется в виду создание единой общественной организации при сохранении каждым союзом журналистов своего юридического лица.
«Это очень умная мысль, мудрая – прокомментировал глава гильдии журналистов-путешественников Михаил Фурман. – Получится своеобразное умножение на ноль попыток централизации”.
Делегаты предложили сразу проголосовать за или против слияния с москвичами, но этот вопрос отложили на потом. Людмила Фомичева прокомментировала идею слияния с Москвой так: “Это будем делать не мы, это будет делать секретариат”.
– Вы считаете, объединение сделает профсоюзы сильнее? Хотя бы в плане защиты “полевых” корреспондентов? – спросили ее журналисты.
– Нет, я считаю, это, скорее, политический шаг. Мы и так тесно взаимодействуем, помогаем друг другу.
Самым радикальным оказалось выступление Бориса Вишневского – депутата ЗакСа и журналиста.
Вишневский рассказал, как вытаскивал журналистов после массовых задержаний. “Мне много раз приходилось выручать журналистов, потому что полиция отказывается признавать их профессиональный статус, она ничего не слышит и слышать не хочет”. Кроме того, по мнению депутата, СМИ мало внимания уделяют теме пыток и репрессий, а зачастую не пишут и про сами массовые акции, на которых задерживают людей и разбивают технику журналистам. “Сейчас невозможно выйти даже с одиночным пикетом, чтобы не быть задержанным по ложной статье”.
После прений выбирали руководство союза, на должность главы делегаты вновь предложили Людмилу Фомичеву – ее и выбрали.