Отвечать за гибель восьми пожарных в складском комплексе на Амурской улице в 2016 году придется их руководителю – начальнику управления пожарно-спасательных сил столичного главка МЧС Дмитрию Ширлину. В понедельник, 3 июня, в Преображенском суде Москвы начался процесс по уголовному делу о халатности в отношении полковника.
Как ранее сообщал «МК», в ночь на 23 сентября 2016 года загорелся складской комплекс, где хранилась пластмассовая продукция и располагался цех по производству пластмассовой посуды и цветов. Скорее всего, ангар вспыхнул из-за перегрузки электросети —помещения недостаточно отапливались и рабочие грелись переносными обогревателями. Площадь пожара составила около 4-х тысяч кв. метров.
Уже во время тушения несколько огнеборцев перестали выходить на связь. С пламенем удалось справиться лишь к восьми утра. И тогда же были найдены тела восьми пожарных.
— опытных спасателей, отмеченных ведомственными наградами. Звено в полном составе оказалось на крыше горячего ангара, и когда произошло обрушение кровли, огнеборцы упали в прогар. Коллеги начали охлаждать конструкции вокруг них, но неожиданно случилось страшное и непредвиденное — закончилась вода, и несчастные сгорели.
Почему пожарные оказались на крыше из рубероида над огненной бездной? Сразу после трагедии их коллеги пояснили, что нужна была акцентированная подача воды на определенные участки. Кроме того, необходимо было проделать отверстия, чтобы выпустить пиролизные газы, которые во время пожара скапливаются под потолком. Они очень горючие, и тоже могут взорваться.
Также, по словам пожарных, их коллеги пытались предотвратить взрыв – в помещении склада находились 30 баллонов со сжиженным газом и нужно было их охладить и залить.
Надежность крыши оценили как достаточную для выполнения задачи. И даже после падения пожарных можно было спасти, если бы не трагическое стечение обстоятельств с водой.
После пожара СК возбудил два уголовных дела. Первое – по части 3 статьи 219 УК РФ “Нарушение требований пожарной безопасности” . Дело в том, что в здание не было оборудовано системой пожаротушения и дымоудаления. Нарушения, выявленные при плановой проверке в 2013 году, не были устранены собственниками даже к 2016 году. Следующая проверка должна была быть в ноябре 2016 года. Второе уголовное дело возбудили по части 3 статьи 293 УК РФ “Халатность, повлекшая смерть двух и более лиц” в отношении начальника управления пожарно-спасательных сил столичного главка МЧС полковника Дмитрия Ширлина. В 2018 году Басманный суд по требованию следователя временно отстранил Ширлина от должности. Также перед судом предстоит ответить его коллеге Сергею Барсукову, подполковнику, старшему помощнику оперативного дежурного службы пожаротушения. Оба временно отстранены от должности и находятся на подписке невыезде.
Адвокаты адвокаты Ширлина и Барсукова Алексей Тарасов и Руслан Голенков заявили ходатайство о возвращении дела прокурору.
– Доводы, изложенные в обвинительном заключении, расплывчаты и ограничены общими формулировками. Исходя из логики следствия, тушить пожар с крыши нельзя, что противоречит тактике тушения. По мнению следствия, Ширлин и Барсуков проявили халатность при тушении пожара, так как дали команду произвести тушение с крыши. Не были привлечены собственники, хотя в ходе следствия были выявлены нарушения пожарной безопасности, что повлекло затруднения работы пожарных расчетов (не было сигнализации, системы пожаротушения). Кстати, по нарушению правил пожарной безопасности дело прекращено. Огонь приближался к аммиачному цеху, и было принято решение сделать огневую завесу из пены. При прибытии на пожар признаков, что здание может обрушиться, не имелось.
Несмотря на эти аргументы, суд отклонил ходатайство.
– Пожар принял прямоугольную форму и от одной части здания перекинулся на другую, – рассказал «МК» Николай Атмажитов, начальник отдела организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ департамента пожарно-спасательных сил МЧС России. – Было выбрано место, чтобы не дать огню перейти в негорящую часть здания. Надо было вскрыть кровлю (проделать бензорезом отверстия диаметром около метра), чтобы выпустить дым и для тушения пожара. Пошли опытные ребята. Когда они зашли на крышу, такого температурного режима не было. И угрозы обрушения кровли. А потом крыша сложилась ближе к центру. И падение произошло по скользящей поверхности кровли. Подъемные механизмы было сложно установить рядом со зданием, потому что владельцы припаркованных машин спасали свое имущество.
– Пожарные – люди, которые находятся на передовой. И наступают моменты, когда мы должны их защищать. Хотя и погибшие ребята для меня -огромная рана, – говорит Марина, жена бывшего начальника службы пожаротушения Москвы Евгения Чернышёва, который также погиб при тушении огня в 2010 году. Она также приехала на процесс.