В жесткой среде СМИ, принадлежащих олигархам, роль независимого Общественного вещателя, возглавляемого Зурабом Аласания, нельзя недооценивать. Однако из-за попыток правительства ограничить бюджет, вещательная компания не смогла оправдать ожидания своих зрителей. Замораживание счетов компании стало еще одним звеном в цепочке неоднозначных новостей, касающихся сферы СМИ в этом году.

Ukrainian public broadcaster Suspilne risks going off-air due to inherited debts from Yanukovych-era

Требование создать общественную вещательную компанию в Украине возросло после Независимости в 1991 году, достигнув своего пика после Революции достоинства в 2014 году. Во время революции очень немногие общенациональные телеканалы, принадлежащие олигархам, объективно освещали события Евромайдана. В большинстве случаев они просто отвечали интересам тех, кто находится у власти, – продвигая повествование о разделении между гражданами и расколах между различными регионами Украины. Когда Общественный вещатель был запущен в 2017 году, его основной целью было объективное удовлетворение информационных потребностей граждан Украины, а не правительства, политиков или олигархов.

Головной офис Общественного вещателя был создан в помещении старой Национальной телерадиокомпании Украины в Киеве. Национальная телерадиокомпания Украины, состоящая из более чем 20 компаний по всей стране, стала бюрократическим монстром, раздутым с некомпетентным управлением, избыточным персоналом и коррупцией в каждом картотеке. Более того, в критические времена эти национальные компании в основном выполняли функции PR-службы для правительства.

Когда вышел Общественный вещатель, Аласания унаследовала эти нефункциональные компании, которые были разбросаны по всей стране. Общественному вещателю удалось обуздать безудержную коррупцию и отразить политическое влияние. 28 февраля все офисы компании по всей стране были заблокированы.

О чем старые долги
Привыкнув к постоянной турбулентности, руководство Общественного вещателя до сих пор могло отклонять обвинения и, похоже, готово решать будущие проблемы. Независимо от этого, они не смогут избежать критики – как бы неоправданной – в отношении рейтингов, которые несправедливо сравниваются с коммерческими каналами.

В своем посте на Facebook Аласания рассказал, как развивались обстоятельства. Банковские счета вещателя были специально заблокированы ответственным подразделением Министерства юстиции. Они сделали это, чтобы собрать средства на непогашенную задолженность перед компанией Euronews – долг в 10,5 млн евро, унаследованный Общественным вещателем. Вещатель теперь также обязан выплатить 1,6 млн евро в качестве исполнительных сборов и 73 038 грн (около 2700 долл. США) в качестве судебных издержек.

Аласания объясняет происхождение долга. Во время своего режима тогдашний президент Виктор Янукович, бежавший из страны после революции Евромайдана, хотел получить известность в Европе. Чтобы удовлетворить требования президента, в 2010 году тогдашний премьер-министр Николай Азаров запустил версию Euronews на украинском языке. Соглашение было подписано на шесть лет.

Аласания отмечает, что это было прямым нарушением украинского законодательства, которое запрещает соглашениям такого рода охватывать период более одного года. Условия соглашения требовали от государства единовременного платежа в размере 8,5 млн евро, а затем 5,2 млн евро в год. Для покрытия этих платежей была создана отдельная программа государственного бюджета, и платежи производились с 2010 по первое полугодие 2013 года.

В 2014 году новое руководство Национальных телерадиокомпаний Украины начало обращаться к новому правительству за помощью в выплате долга. Однако в 2014/15 году правительство прекратило свою помощь. В результате в 2015 году соглашение было нарушено, а остаток задолженности составил 10,5 млн евро.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  СНС-Лавалин: Трюдо отрицает вину по делу о коррупции

Евроньюс, Общественный вещатель и Евровидение
Недавно созданная общественная телекомпания Suspilne унаследовала долг и принесла свои плоды. Между тем, как утверждает Аласания, Euronews уже подала в суд на национальные телерадиокомпании, как в украинском, так и в швейцарском судах.

В микс вошла украинская исполнительница Джамала, которая победила в конкурсе песни Евровидение 2016, проходившем в Стокгольме. В результате Украина была обязана провести конкурс в следующем году и должна была предоставить 15 млн евро в качестве гарантии. Средства были депонированы в швейцарском банке и должны были быть возвращены в Украину после конкурса.

В 2017 году песенный конкурс был успешно проведен в Киеве, и Украина получила право на возмещение в размере 15 млн евро, но Euronews вмешался. Видя их возможность, они подали иск в суд Женевы, чтобы заблокировать возмещение. Поскольку Экономический суд Украины вынес решение в их пользу двумя годами ранее в 2015 году, Euronews считал, что возмещение является их возмещением.

Из первоначального депозита около 11 млн. Евро остается замороженным в Женеве. Общественный вещатель, а также министерство юстиции обратились с призывом освободить средства.

«Да, именно то же министерство юстиции арестовало счета Общественного вещателя», – говорит Аласания, добавляя, что женевская апелляция остается в суде.

В своем посте в FB Аласания задал вопрос о том, почему министерство решило заморозить отчеты телекомпании в это время, и риторически дает ответ сам,

«Не спрашивай. Это политический случай, человеческая логика здесь не работает », – считает глава Общественного вещателя.

Последствия и реакция правительства
В своем официальном заявлении о последствиях решения Аласания отметил:

«Замораживание банковских счетов уже сделало невозможной подготовку к трансляции Олимпийских игр 2020 года и заблокировало участие Украины в Евровидении 2020. Кроме того, оно остановило запуск проектов Общественным вещателем – в частности, запуск их новых национальный телеканал UA: «Первый».

Ожидается, что замораживание финансирования будет иметь тяжелые последствия в ближайшем будущем. Деятельность общественной телекомпании обязательно пострадает, когда расходы достигнут своего предела. Национальные и региональные телеканалы, как минимум три радиостанции и инновационные цифровые платформы прекратят свое существование.

В заявлении также отмечалось, что за неделю до замораживания Общественный вещатель обратился за помощью в Кабинет министров, Министерство финансов, Министерство культуры, молодежи и спорта и Министерство юстиции, однако все же получил ответ, не говоря уже о финансировании жизни.

После известия о приостановлении банковских счетов телекомпании, министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский наконец отреагировал. Он заверил, что его министерство вместе с министерством финансов предоставит средства для срочного погашения долга Euronews. Однако средства будут вычтены из бюджета Общественного вещателя. Договоренность гласит, что после разрешения текущего кризиса министерства предоставят финансирование для государственной телерадиокомпании, чтобы восстановить распределение.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Антикоррупционная кандидат Зузана Caputova ведет словацкий опрос

Аласания предвидел, что правительство выплатит долг из их бюджета, и критиковал его заранее:

«Нам известно, что даже после того, как бюджет 2020 года будет готов, средства, предназначенные для Национальной общественной телерадиокомпании, будут немедленно переведены на Euronews. Этот дефицит повлияет на все расходы, которые были спрогнозированы Общественным вещателем – и требуемые в соответствии с законом. Таким образом, компания будет недофинансирована на сумму около 300 млн. Грн. Запланированное программирование и другие инициативы на 2020 год не будут возможны. Вещатель перейдет в режим выживания, как это было постоянно в прошлом. Мы не увидим никаких инноваций в содержании и модернизации необходимых технических недостатков ».

Вадим Миский, секретарь Наблюдательного совета Национальной общественной телерадиокомпании, подчеркивает риск структурирования общественного вещателя путем объединения всех его компаний в предприятие-должник. Потенциально из-за просроченной задолженности вся система, включая радио и региональные каналы, будет приостановлена. Эксперт приводит примеры организаций общественного вещания из других стран.

«[В некоторых странах] все медиаактивы являются независимыми дочерними компаниями, несущими ответственность за свои обязательства, но они принадлежат и управляются совместной холдинговой компанией – зонтичной национальной общественной вещательной компанией. Этот зонтичный объект устанавливает редакционные стандарты и другие политики и контролирует их выполнение. Это модель, которой следуют Швеция и Швейцария, а также процесс передачи всех независимых вещателей в более крупные компании – во Франции продолжается еще одна совместная холдинговая компания. В Украине также была возможность создать общую систему общественного вещания, но законодатели в то время выбрали наименее оптимальный путь (примечание: все этапы объединения предприятий в рамках предприятия с одним должником были четко изложены в законе). Однако риск сворачивания под тяжестью долга, удерживаемого каким-либо одним юридическим лицом, не был должным образом оценен и рассчитан ».

Другими словами, преимущества совместного предприятия не были поняты. В дальнейшем г-н Миски утверждает, что лучший способ оптимизировать структурирование Общественного вещателя – это ограничить его ответственность, чтобы ни одна компания не могла обременять свои долги перед всем предприятием, закрывая, таким образом, все предприятие. Этот подход должен основываться на законодательстве и поддерживаться более надежной системой финансирования. Миский добавляет, что такие альтернативные модели уже разработаны и широко рекомендуются экспертами Совета Европы.

Деньги и рейтинги
Согласно закону, Общественный вещатель Украины финансируется государством. Он должен получать не менее 0,2% от общего государственного бюджета предыдущего года ежегодно. Однако с самого начала вещатель был недостаточно обеспечен. В прошлом году из запланированных 1,8 млрд. Грн. (73 млн. Долл. США) вещатель получил около

1,5 млрд. грн. (61 млн. долл. США), всего 57% средств, требуемых по закону.

Общественный вещатель связывает свое хроническое недофинансирование с сопротивлением правительственному давлению. Как рассказал Аласания в интервью Euromaidan Press в 2017 году, официальные лица и политики ожидают сотрудничества, что является нормой в украинском медиа-пространстве. Общее понимание заключается в том, что финансирование средств массовой информации зависит от их сотрудничества в продвижении определенных людей и трансляции определенных сообщений. Продолжающиеся финансовые трудности вещателя являются прямым результатом их несоблюдения – их приверженности истинной независимости.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  ВЦИОМ назвал число довольных жизнью россиян

В результате вещатель последовательно оказался на грани краха. Невозможно поддерживать новые разработки или производить качественный контент, ни в популярном, ни в традиционном программировании. Изо всех сил пытается сохранить свои накладные расходы и сократить все, кроме самого необходимого.

Тем не менее, в критические моменты вещатель все же нашел способ удовлетворить информационные потребности общества. Например, его освещение имело решающее значение, когда в ноябре 2018 года Украина объявила военное положение после нападения России на украинские корабли в Азовском море.

В прошлом году, когда в Украине проходили два избирательных процесса, основной канал телекомпании запустил политическое ток-шоу «Звездный видлик», которое высоко оценили как украинские, так и международные эксперты за объективную отчетность. По сравнению с другими программами на этом канале его рейтинги были высокими.

Тем не менее, он мог бы быть выше, если бы ключевые политики приняли участие в ток-шоу, вместо того, чтобы выстраиваться в закулисных программах принадлежащих олигархам телеканалов.

Предполагается, что в 2020 году Общественный вещатель должен получить около 2 млрд грн (около 81,3 млн долларов). Из них 1,7 грн. (Около 69 млн долл.) Предусмотрены на потребительские расходы, а 278, 310 7 (около 11 000 долл. США) – на разработку.

Недавнее решение Министерства юстиции было воспринято как элемент давления в Общественном вещателе.

«Без сомнения, в конце года правительственные чиновники спросят нас, где наша эффективная работа, рейтинги, новые программы и все такое. Кстати, вы также спросите. Вы забудете спросить о взятых деньгах, но не забудете спросить об эффективности », – заключил Аласания.

Медиа Трансформации
Ранее в этом году было несколько важных новостей, связанных со сферой медиа. Сначала правительство объявило о своем плане запустить русскоязычный канал для оккупированных территорий Донбасса. Оказалось, что канал будет запущен на базе UATV, международного вещания Украины. В результате Украина потеряла свой международный голос.

Также в начале 2020 года частный крымскотатарский канал ATR оказался на грани закрытия из-за приостановки финансовой поддержки из государственного бюджета. ATR получает финансирование из государственного бюджета с 2016 года по программе расселения и обустройства крымских татар и лиц других национальностей, депортированных с территории Украины. 14 февраля Концерн радиовещания, радио и телевидения предупредил, что он может отключить ATR из-за долгов. Однако, как сообщили руководству СМИ благодаря усилиям Сергея Костинского, члена Национального совета по телерадиовещанию, ситуация урегулирована.

Также 26 февраля на форуме «Возраст Крыма 2020», посвященном шестой годовщине незаконной аннексии полуострова, президент Владимир Зеленский пообещал, что вопрос возобновления финансирования АТР будет решен в ближайшее время.

Между тем, также продолжается работа над законодательством о СМИ, которое содержит амбивалентные положения, критикуемые медиа-сообществом.

От admin

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x