«Роскосмос» опубликовал номер телефона, по которому можно проинформировать о нарушениях на производстве. В госкорпорации отметили, что это было сделано в рамках работ по повышению качества выпускаемой продукции.
– Алло, алло! Роскосмос! Это с МКС беспокоят! Мы пожаловаться хотим! У нас тут за стенкой кто-то сверлит!
Возможно, таких звонков ждут в госкорпорации «Роскосмос», на сайте которой появился «телефон доверия по вопросам нарушений технологий изготовления продукции» – ракетной и космической техники.
Ладно, пусть звонки будут не с МКС. Но как Дмитрий Олегович Рогозин себе это представляет? Слесарь Петров спирта в раствор не долил, весь выпил? Датчики тангажа в гнезда кувалдой забивали, потому что мозгов не хватило сообразить, что они кверху ногами не влезают? Мы тут лишнюю дырку в «Союзе» просверлили и эпоксидкой залили, чтобы успеть изделие в срок сдать?
У меня вот эта новая технология по борьбе с нарушениями технологий в голове не укладывается. Я понимаю технологию, когда на сайте мэрии можно на плохую уборку двора пожаловаться. Здесь есть исполнитель, контролирующий орган и получатель услуги. И не понимаю, когда люди сами собирают ракеты, космические корабли и спутники, и сами же должны рассказывать про нарушение технологии. Потому что если они ее нарушают, значит они ее просто не знают. А если нарушают сознательно — это уголовное преступление. Кто звонить-то будет?
Единственная версия: реальных специалистов, благодаря управленцам, настолько мало осталось, что когда они о нарушении технологии говорят, их просто посылают подальше и грозят увольнением. Возможно, для них телефон доверия и придумали.
Но все это означает только одно — ситуация в отрасли не критическая даже, а катастрофическая. В этом году было два запуска. В одном случае в бак окислителя не долили (но спутник все же на орбиту вышел), в другом случае старт пришлось переносить из-за трещины в трубопроводе разгонного блока. Брак становится нормой?
Никакой телефон доверия тут не поможет. Поможет только культура производства. Не так сложно этого добиться. Достаточно прекратить вбухивать миллиарды в карманы менеджеров и в невнятные небоскребы (даже сажать никого не придется — «эффективные руководители» сами разбегутся). И направить, наконец, эти деньги в то самое реальное производство, на достойные зарплаты настоящим специалистам с мозгами и руками.
А пока этого не произойдет, толку будет больше, если не в «Роскосмос» звонить, а в Хьюстон: «Хьюстон, у нас проблемы!».