Александр Лукашенко, который безуспешно пытался договориться о дополнительных финансовых вливаниях в белорусский бюджет, встал на тропу войны. Демарш батьки, пригрозившего России потерей единственного союзника, с лихвой компенсировал отсутствие заявлений после последних, предновогодних переговоров в Кремле. Стало очевидным, что склонить белорусского лидера к углубленной интеграции и выполнению Союзного договора Владимиру Путину пока не удалось.

Дождавшись окончания новогодних каникул, Лукашенко принялся шантажировать Москву и заигрывать с Западом.

Перед Новым годом Владимир Путин Путин и Александр Лукашенко встречались трижды: 6 декабря в Санкт-Петербурге, 25 и 29 декабря в Москве. Белорусский лидер пытался добиться от Москвы компенсации за налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ (около $400 млн в 2019 году), а также снижения цены на газ в период 2020-2024гг.

Москва вроде бы не возражала против дополнительных льгот, но требовала от батьки более углубленной интеграции, положив на стол переговоров Союзный договор 1999 года. В нем черным по белому прописаны обязательства двух стран двигаться к унификации законодательства, созданию единого парламента, кабинета министров и других органов верховной власти, а также к переходу на общую символику и единую валюту.

Лукашенко к конкретным решениям оказался не готов и в итоге уехал из Москвы не солоно хлебавши. «Я ему предлагал сыграть в хоккей. Но он сказал, что ему нужно быть дома, в Минске», – безмятежно поведал Путин после переговоров, – Но мы договорились, что еще увидимся и поиграем вместе, и на лыжах покатаемся».

Однако в течение новогодних праздников неформальная встреча не состоялась, и хоккей у каждого лидера был свой: у ВВП в Сочи, где по традиции отдыхал президент, у Лукашенко — в Минске на турнире «Золотая шайба».

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Украина хочет компенсацию от России за "земли Юрия Долгорукого"

Две недели из Минска не было слышно никаких заявлений, однако уже в первый рабочий день батьку прорвало. Сначала Лукашенко назвал разговоры об объединении двух государств «очень глупыми» и «притянутыми за уши».

Потом сообщил, что у России нет финансовых возможностей заниматься «углубленной интеграцией». «Нет такой возможности у России, учитывая последствия всего, на это пойти. Поэтому надо успокоиться и прекратить эти разговоры, что кто-то кого-то наклонил или наклоняет. Здесь никто никого не наклонит», – подчеркнул Лукашенко.

По его словам, союз Белоруссии и России может развиваться только на равноправной основе. Поэтому надо брать договор и смотреть: «На что мы можем вместе безо всякого давления сегодня пойти».

Батька сообщил, что на переговорах 25 и 29 декабря в Кремле почти все проблемы были решены в «приемлемом для Минска варианте», остался только вопрос компенсации, обсуждение которого Путин предложил продолжить в 2019-м году в различных форматах. «Отсутствие компенсации – это не катастрофа. Заработать дополнительные $400 млн для Белоруссии не проблема», – увещевал сограждан белорусский лидер, но от шантажа все-таки не удержался. «Если компенсации не будет, Россия потеряет единственного союзника на западном направлении», – пригрозил он.

Поскольку из-за проведения налогового маневра стоимость российской нефти для Белоруссии будет постепенно приближаться к среднемировой, Лукашенко дал поручение белорусскому кабмину «разморозить» альтернативные варианты поставок через прибалтийские порты. По его словам, с Латвией и Литвой нужно договориться о том, что это будет как бы «общая нефть», которую белорусы переработают на Новополоцком НПЗ и в виде нефтепродуктов поставят обратно в Прибалтику.

Конечно, с экономической точки зрения подобные рассуждения выглядят несколько бредово, но как внешнеполитический шантаж сойдет. Тем более, что иные инструменты для спора с Москвой у батьки по большому счету отсутствуют.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  В Вашингтоне Мадуро посоветовали уехать к друзьям в Россию

Другой болезненный для Кремля сигнал — заявления о потеплении отношений между Минском и Вашингтоном. Глава белорусского МИДа Владимир Макей после Нового года лично позвонил заместителю госсекретарю США по делам Европы и Евразии Уэссу Митчеллу, чтобы проинформировать о снятии ограничения на число американских дипломатов, которым разрешено работать в Белоруссии.

Естественно, как и в случае с альтернативными поставками нефти, официально все было представлено так, будто переговоры с США ведутся уже давно, и конфликт с Москвой тут совершенно ни при чем.

«За последнее время состоялось несколько телефонных разговоров между руководством внешнеполитического ведомства Беларуси и Госдепартаментом США. В ходе них обсуждались различные аспекты белорусско-американских отношений, в том числе возможности для их улучшения», – сообщили в белорусском МИДе.

Примечательно, что в Москве на выпады батьки пока никак не отреагировали. Только представитель МИДа Мария Захарова сдержанно сообщила, что «курс на расширение стратегического взаимодействия с Белоруссией не подлежит сомнению» и в рамках Союзного государства «еще многое можно сделать».

В Белом доме, по словам источников, для многих еще продолжаются новогодние каникулы: совещания кабмина и другие мероприятия возобновятся с 14 января.

Что касается Владимира Путина, то он заявления батьки предпочитает публично не комментировать, стараясь оставаться над схваткой и не сжигать мостов. Тем более, что в одном Лукашенко прав: союзников у России, действительно, осталось совсем немного.

Источник

ДОБАВИТЬ ТОП ОБЪЯВЛЕНИЕ: ПОДРОБНЕЙ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x