Александр Лукашенко проявил удивительную и, прямо скажем, несвойственную ему выдержку: за три дня переговоров с Владимиром Путиным в Сочи он ни разу не поднял самую важную и актуальную (поскольку речь идет о $ 300 млн) тему компенсации за налоговый маневр. “Мы даже слово это не промолвили! Не маневрами только живы люди!” – как на духу поклялся он. По словам батьки, у него с российским коллегой было много других важных дел. Например, в пятницу они провели совместную хоккейную тренировку.
Перед визитом Александра Лукашенко официальные лица в Москве и Минске подтверждали, что одним из главных пунктов переговоров станет компенсация за налоговый маневр. Ее обсуждению, а также другим спорным вопросам, омрачающим российско-белорусские отношения, как ожидали многие, будут посвящены все три дня пребывания в Сочи белорусского лидера. А посол Белоруссии в России г-н Семашко даже прогнозировал, что за такой срок решение будет найдено "почти на 100%".
Однако, выйдя в пятницу к журналистам, Александр Григорьевич сделал вид, что его чуть ли не оскорбляет вопрос о компенсации. "Как будто это важнейшая проблема!" – фыркнул он в микрофон.
По словам батьки, у двух президентов было, чем заняться и помимо сиюминутных дел. "Мы откровенно друг другу говорим о том, что мы же не вечные. А когда уйдем: что оставим нашим детям?" – строго спросил он.
Из дальнейшей речи Лукашенко следовало, что оставить планируется как минимум обновленный союзный договор. Потому как в старом какие-то пункты устарели, другие — наоборот, приобрели особую актуальность.
Кроме того, параллельно на постсоветском пространстве развиваются другие интеграционные процессы – в частности, ЕАЭС. "Нашей задачей было провести анализ, что достигнуто, что не сделано из того, что можно было сделать и посоветоваться с коллегами, причем из разных сфер и областей", – поддержал коллегу Владимир Путин, отметив, что "намеченные цели достигнуты".
Логично, что следующим вопросом журналистов оказался вопрос о суверенитете: как далеко при обновлении союзного договора готовы пойти Россия и Белоруссия? Идет ли речь о политической интеграции? Но батька аж покраснел от возмущения. "Зачем нам поднимать вопросы суверенитета? – чуть не закричал он, – Это икона! Это святое!"
"Вы сами готовы сегодня поступиться или торговать суверенитетом?" – набросился он на журналистов. Но, чуть подумав, поправился: "вы" – в смысле не СМИ, а весь российский народ.
"Полностью независимых государств в мире не существует", – решил предотвратить назревавшую рукопашную Владимир Путин. "А я добавлю: даже для России!" – не унимался батька.
ВВП счел необходимым пояснить свою мысль: часть своих национальных полномочий многие государства, в том числе и РФ, добровольно и сознательно отдают интеграционным структурам. Потому что понимают – такая работа принесет больше пользы.
По словам Лукашенко, они с Путиным готовы объединиться хоть завтра. Но для этого нужна воля российского и белорусского народов. "Вы цели ставьте перед собой, – порекомендовал батька, – А мы будем их реализовывать. Мы ваши слуги".
Впрочем, отсутствие конкретных результатов все-таки не позволяет назвать визит Александра Григорьевича в Сочи пустым. "Если сесть и перечислить все, что мы сделали за три дня – вы удивитесь", – сказал белорусский лидер. Помимо "мозгового штурма" по проблематике союзного договора, у президентов была насыщенная спортивная программа – горные лыжи, хоккей (а у Путина еще и дзюдо). "В субботу я хочу с винтовкой сходить на трассу Домрачевой. Потом картины посмотрим", – поделился планами Лукашенко.