Горячая тема о том, передадут или нет Южные Курилы Японии, неожиданно зазвучала с новой силой. На пресс-конференции Путина японского журналиста интересовал только вопрос: сколько именно островов они получат, два или четыре. То есть сам факт, что какое-то количество Курил придется отдавать стране восходящего солнца, в Японии уже считают решенным.
Чего стоит недавнее заявление главы российского МИДа Сергея Лаврова о том, что мы готовы вернуть часть курильской гряды, если Токио заключит с Москвой мирный договор, и тем самым признает итоги Второй Мировой войны. Почти сразу же в СМИ появилась информация, что якобы еще в 60-е годы Япония хотела договориться с СССР и законно получить два из четырех вожделенных «северных территорий».
Не исключено, что ту же самую схему — Шикотан плюс Хабои, могут предложить японцам и сейчас при обсуждении деталей возможной дипломатической «сделки».
Насколько это может быть правдой, готовят ли общество исподволь к тому, что рано или поздно, но какая-то часть Курил уйдет из России, и как к этому относятся сами жители, «МК» попросил ответить Ивана Курилова, сопредседателя Комитета защиты Курил.
– Почему вдруг эта тема вновь стала актуальной? Что-то изменилось?
– Тема актуализировалась еще с саммита в Сингапуре, когда Путин встретился с премьер-министром Японии Абэ, тогда же было подтверждено намерение рано или поздно заключить мирный договор. Созданы рабочие группы с обеих сторон по этому вопросу. Тогда уже стало понятно, что решение, причем не в пользу России, не за горами. С тех самых пор наши активисты ежедневно выходят с одиночными пикетами к МИДу против сдачи Курил. Я считаю, что все эти вбросы, которые появляются сегодня в прессе, что все нормально и честно, если часть островов вернется в Японию, это своего рода Окно Овертона — раньше считалось, что ни пяди российской земли мы не отдадим, а теперь вроде уже готовы согласиться с потерей Шикотана и Хабои.
– На этом Япония настаивает?
– Японцы тут не при чем. Они всегда настаивали на этом. И считали острова своими. Но в данный момент лоббируют тему и готовы идти на уступки именно наши. Да, действительно есть Декларация от 1956-го года, где в статье 9 сказано, что после заключения мирного договора мы рассматриваем вопрос о передаче группы островов Японии, сейчас на нее многие ссылаются.
– Как жители островов относятся к тому, что происходит?
– Несколько дней назад в Южно-Сахалинске был организован Народный Сход, на который пришли более 350 человек. Сход завершился принятием резолюции в адрес президента, Государственной Думы, Совета Федерации. От федеральных властей мы требуем прекратить раскачивать лодку. Мы также обратились с заявлением в правоохранительные органы с требованием привлечь к уголовной ответственности тех лиц, кто ведет публичные призывы к нарушению территориальной целостности страны. Это вообще-то уголовное преступление. Сами жители Курил не всегда понимают, что происходит. «Совместное хозяйственное освоение» этих территорий на самом деле ловушка, первый шаг к их полной японизации. Простые люди ничего не получат. Никакими японцами они не станут. А эксперты прекрасно понимают, что это предательство и сдача. Что, мало стран, с кем можно развивать плодотворное сотрудничество? Тот же Китай, Южная Корея. В 2016-м году по инициативе местных предпринимателей была создана Южно-Курилская Ассоциация развития, которая способна решить все хозяйственные проблемы в регионе, причем без участия японцев — так не дают. Отменили ФЦП Социально-Экономического развития Курильских островов — почему? Наших бизнесменов кошмарят, а японцам везде дают зеленый свет. Значит, это кому-то выгодно?
– А что дальше?
– Будем продолжать бить во все колокола. 22 декабря на Сахалине повторно проводится еще один митинг. Мы сделаем все, чтобы не отдавать родную землю.