В правительстве призывают россиян не беспокоиться из-за бензина: если в прошлом году цены на топливо увеличились почти на 10%, то в этом повышение не превысит размера инфляции. А самым тяжелым, по оценкам вице-премьера Дмитрия Козака, будет январь, когда из-за изменения НДС цены вырастут максимум на 1,7%, т.е. от 71 копейки (за литр АИ-92) до 79 копеек (за дизельное топливо). Однако напомним, что ранее чиновники обещали вообще остановить рост цен на топливо, зафиксировав его на уровне июня 2018 года.
Все уже обратили внимание, что Новый год традиционно начался с подорожания всего и вся. В частности, уже в новогодние праздники бензин и дизельное топливо подорожали примерно на 30 копеек. А за первые рабочие дни прибавили еще 40-50 копеек, и останавливаться, по всей видимости, не намерены.
Однако в правительстве уверяют, что самое страшное практически позади: осталось пережить две недели января, а дальше все устаканится, поскольку высокой инфляции в стране по-прежнему не ожидается, а остальные факторы, негативно влияющие на цены (в том числе рост акцизов и последствия налогового маневра) удастся нивелировать с помощью договоренностей с нефтяными компаниями.
“Максимально возможное повышение цен на топливо будет в январе и составит 1,7% в связи с повышением НДС на 2%. Однако уже с февраля рост будет происходить на уровне прогнозируемой инфляции, причем равными долями, а не залповое повышение сразу на 4,3%, как это предусмотрено прогнозом социально-экономического развития”, – заверил Козак на совещании у председателя правительства.
Он пояснил, что изменение ставки НДС и инфляция – это объективные факторы, которые правительство не могло проигнорировать, договариваясь с нефтяниками. Других причин поднимать цены у них нет.
“Таким образом, по состоянию на сегодняшний день прирост цен на бензин на АЗС составил от 0% до 1,7%, на дизтопливо – от 1,6% до 1,7%, то есть это примерно 70 копеек. Нигде, ни у одной компании, этот потолок не пробит и есть уверенность, что такая ситуация сохранится”, – заверил Козак.
Однако ряд экспертов, в том числе во властных структурах, думают иначе. Напомним, что, помимо НДС и инфляции, на цены оказывает влияние повышение акцизов, а также рост НДПИ в рамках налогового маневра.
Акцизы в 2019 году выросли и весьма существенно – в 1,5 раза. А их доля в литре бензина составляет около 65%. Так почему же, если налоговая составляющая выросла, стоимость топлива не должна расти?
Аналитический центр при правительстве РФ прогнозирует, что вклад акциза в прирост розничных цен на бензин АИ-92 составит 3,06 руб за литр, по дизелю чуть-чуть поменьше.
Что касается налогового маневра, то он, по оценкам ЦБ, вызовет подорожание бензина еще на 3,1% или 1,3 руб.
А теперь давайте посчитаем: 70 копеек из-за НДС, 3 руб из-за акцизов, 1,3 руб из-за налогового маневра и 1,8 руб из-за годовой инфляции 4,3%, если она, конечно, останется в рамках прогноза.
Итого получается плюс 6,8 руб к стоимости каждого литра. Причем ряд независимых экспертов полагают, что это еще минимум, и потолок роста цен на топливо составит не менее 10 руб.
Дмитрий Медведев заявил, что, если сценарий, описанный Козаком, не сработает, и “ситуация где-то будет дестабилизирована”, правительству придется принимать различные меры реагирования вплоть до введения заградительных пошлин на торговлю нефтью и нефтепродуктами, которыми нефтяников приводили в чувство в прошлом году.
“Вы их вызывайте к себе и напоминайте положения соглашения”, – посоветовал он вице-премьеру. ДАМ напомнил, что кабмин отрегулировал негативное влияние налогового маневра на внутренний рынок топлива: для компаний, работающих с НПЗ, введен отрицательный акциз на нефть. Кроме того, им обещано сохранение таможенно-тарифных льгот.
“Надеемся, что нам не придется применять заградительные пошлины”, – подчеркнул премьер.