С ценами на продукты ситуация стабильная, никакого резкого роста нет, – твердят чиновники разного ранга, видимо, надеясь, что от слова «халва» у населения во рту слаще станет. Заклинание на население, у которого есть глаза, не действует. После знаменитого «девятка яиц» граждане сначала обратили внимание на давно уже применяющийся прием — сохранение цены при уменьшении объема упаковки. А теперь пользователи соцсетей размещают публикации, где показывают — производители еще и обвешивают.
«МК» провел собственный эксперимент со взвешиванием продуктов, а также поговорил с экспертами в сфере потребительского рынка.
На эксперимент нас натолкнула публикация в одной популярной соцсети — фотография контрольных весов в магазине, на которых стоит пачка пельменей одного популярного производителя. Видно, что и на упаковке написано 1 кг, и на пакете прилеплен хвастливый стикер – «В нашем пакете 1 кг». А вот весы показывают чуть более 800 граммов.
Выбор магазина для эксперимента был нехитрый — просто крупный гипермаркет рядом с домом. Огромный выбор продуктов, современные технологии, не дорогой. Весы контрольные там есть и сомневаться в том, что они будут показывать значение меньше реального, очевидно не приходилось. Весы в магазине могут «ошибаться» только в большую сторону, в пользу продавца — это аксиома.
Первая же пачка пельменей, схваченная нами исключительно из-за яркой упаковки, оказалась легче заявленного веса. На пакете — 0,9 кг, на весах — 818 граммов. Учитывая упаковку — 100 граммов недовеса точно есть. А это, между прочим, если усредненно, — полпорции.
Но все оказалось не так плохо — в пачках других производителей вес соблюдался. Причем во всем ценовом диапазоне — от самых дешевых, до самых дорогих.
С колбасой и сосисками все оказалось тоже в норме — весы показывали даже чуть больше заявленного. Однако по сети гуляет свежий видеоролик — покупатель на глазах продавцов взвешивает две палки колбасы. Вес оказывается меньше заявленного производителем на 100-150 граммов. Возможно, нам просто не хватило терпения взвесить вес ассортимент.
Все в порядке было и с взвешенными нами крупами (кстати, упаковки становятся все «худее» – килограммовые нынче редкость, так что обращайте внимание), а также хлебом.
А вот среди полуфабрикатов попались котлеты по-киевски, оказавшиеся легче положенного. На упаковке стоял вес нетто 500 граммов, а весы вместе с упаковкой показали 484. Вроде небольшой недовес, но возьмите объем производства огромного пищевого холдинга — экономию получите немалую.
Интересным наблюдением поделилась коллега, которая постоянно покупает ребенку широко рекламирующийся детский йогурт. Раньше на бутылочке было написано 180 мл, а при переливании дома в стаканчик получалось 120-130 мл. Нашей сотруднице это на каком-то этапе надоело, она позвонила на «горячую линию» производителя. И это дало результат, поскольку, видимо, звонков было много. Нет, йогурта больше не стало. Но теперь производитель честно пишет — масса нетто 200 граммов. А сколько это будет в миллилитрах, – считайте сами, физику-то в школе учили.
Наш маленький эксперимент показал — системного обвеса покупателей, скорее всего, нет. Однако тенденция существует.
За разъяснениями и комментариями «МК» обратился к экспертам.
Пётр ШЕЛИЩ, председатель Союза потребителей России:
– Товары, реальный вес которых не соответствует заявленному производителем, называются «Товарами ненадлежащего качества». Качество, это соответствие того, что мы покупаем, тому, что об этом товаре сообщает производитель. Если обвес носит массовый характер и вся продукция одной марки устойчиво меньше, чем говорит производитель, ситуацию можно рассматривать как мошенничество, уголовное преступление, состоящее в хищении денежных средств потребителей, путем злоупотребления доверием. Покупатели верят в то, что платят за килограмм, а на самом деле получают меньше.
Существуют метрологические проблемы. На предприятиях есть оборудование, позволяющее взвесить, посчитать, оценить товар. Измерительное оборудование может само дать сбой или ему в этом «могут помочь». История с недовесом, недоливом очень распространенная. Не докладывали даже спички: почти никогда 50 штук, которые заявлены изготовителем, в пачке не лежали.
Для надзорных органов это повод для применения Административного кодекса, статьи «Обман потребителей». Если масштабы обвеса слишком большие и производители зарабатывают на этом миллионы, можно применять законодательство об уголовной ответственности.
История с «девятком яиц» всколыхнула интерес к этой теме. Но в рост она пошла еще в кризис 2008-2009 годов, когда среди производителей очень сильно обострилась конкуренция. Стали использовать метод скрытого роста цен, когда на ценнике цифры те же, а товара за эту сумму продают меньше или подменяют сырье на более дешевое.
Если говорить о реальном весе колбасы, который отличается от указанного производителем, то это случай сознательного обмана потребителей. Перестанут этим заниматься только тогда, когда правоохранители начнут применять нормы об уголовной ответственности.
Георгий ОСТАПКОВИЧ, директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики:
– Ритейлеры начали официально сокращать объем товара. Пиво продавали в пластиковых бутылках объемом 1,5 л., а теперь появились емкости 1,25 л., объем зафиксирован, указан, но цена осталась как за полуторалитровую бутылку. Вспомним ту же ситуацию с «девятком яиц». Это легитимные уловки. Производитель заранее говорит: да, это девять яиц, да, это 1,25 л, а не полтора. Другой пример, в продаже все больше встречаются нарезанные батоны хлеба. Возьмем половину такого продукта. Производитель пишет цену за полбатона одновременно с этим вынимая 1-2 кусочка и формируя из них уже следующие полбатона.
Ситуация, когда реальный вес продукта не соответствует заявленному производителем — это мошенничество и даже не на административном уровне, а на уголовном. Это обман покупателей. Недовес. Производитель должен указывать на своей упаковке не её объем, а объем продукта, который там размещен. Изготовитель может в трехлитровую банку налить литр молока. Им надлежит рассказывать о продукте, который они продают, а не о его упаковке. Идет эдакая цепная реакция среди производителей: изготовитель мясных полуфабрикатов обнаружил, что его обвешивает производитель колбасных изделий, и чтобы минимизировать потери стал компенсировать это на своей продукции таким же незаконным способом.
Такие маневры всегда используют в период разгона инфляции. Причины на то очевидны: рост НДС, рост цен на топливо, повышение ключевой ставки Центробанка.
После этих разъяснений, картина прояснилась — у производителей конкуренция и попытки выжать максимум прибыли, у чиновников задача не допустить слишком заметного роста цен. Нам же остается только афоризм Козьмы Пруткова: «Бди!».
Ну и напоследок опять о яйцах. Адепты «девятка» решили не останавливаться на достигнутом и начали продавать их… поштучно. В Вологодской области — 7,70 за яйцо, например.