Новую сенсацию озвучил в понедельник глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. В ЦПК будет создаваться женский отряд космонавтов. Это заявление выглядит весьма странно на фоне проблем в отрасли. Например, в этом году анонсировано сокращение пилотируемых экспедиций на МКС, до сих пор непонятна судьба перспективного корабля «Федерация». Так ни разу и не взлетев, он, похоже, приказал долго жить, как и его предшественники, проектируемые корабли «Клиппер» и «Русь». О том, есть ли необходимость в создании целого подразделения из представительниц прекрасного пола и в резких скачках от одного проекта к другому, мы поговорили с директором Института космической политики Иваном Моисеевым.
Несмотря на слова Рогозина о том, что РКК «Энергия» потянет сразу два корабля — и «Федерацию», и лунный «Союз», сегодня все в отрасли уже близки к мысли, что ставка будет сделана на один «Союз».
— Это нереально — тянуть сразу два корабля, — комментирует Моисеев. — Судите сами. «Федерация» — это то, что нам осталось от лунной программы. Да, он современней, в нем помещается больше космонавтов, чем в «Союзе». Но сейчас ситуация изменилась: космические экипажи на МКС сокращаются, туристических проектов нет, а потому и потребности в более вместительной «Федерации» больше нет. Если рассматривать самый экономный вариант, только «Союз» и остается. Для облета Луны (не путать с выходом на орбиту Луны) нынешний корабль, разработанный в 60-е годы прошлого века, вполне годится. Да он, по сути, уже и делал это в 1968 году. Правда, назывался тогда «Зонд-5» — по сути, тот же «Союз», но без бытового отсека. Облетев Луну с черепахами и мухами дрозофилами на борту, он благополучно вернулся на Землю. То есть мы уже сегодня могли бы облететь Луну, ведь и «Союз», и ракета-носитель «Протон», которая тогда выводила зонд. Если говорить о выходе «Союза» на орбиту Луны, нужна доработка. Но она будет гораздо экономичнее, чем создание нового корабля.
Помнится, что два года назад, когда РКК «Энергия» еще руководил Владимир Солнцев, он как-то заявил, что готов создать туристический «Союз» для облета Луны и понадобится на это всего-то 300 млн долларов. Кроме того, нынешний глава старается стереть следы своих предшественников. Так, на космодроме «Восточный» с башни обслуживания пропал лозунг «Подними голову!», придуманный прежней командой, а на днях Дмитрий Олегович предложил поменять и название корабля «Федерация». Говорят, главе больше нравятся варианты «Гагарин» и «Русь». Только вот суждено ли и им красоваться на новеньком пилотируемом корабле — большой вопрос. А может, именем Гагарина назовут в итоге модернизированный для орбиты Луны «Союз»?
Если с лунным кораблем Роскосмос надеется сэкономить, то вопрос о супертяжелой ракете-носителе (СТР), которую Дмитрий Рогозин предложил назвать «Енисеем», может, по мнению Ивана Моисеева, потянуть по деньгам на целую ФКП. Мало того, на сегодняшний день у руководства нет четкого понимания, что закладывать в основу СТР. Опыта создания таких ракет нет ни у кого, кроме РКК «Энергия», чей 120-тонник «Энергия» выводил на орбиту корабль «Буран» в 1987 и в 1988 годах. Будет ли использован старый опыт при создании нового носителя или нет — вопрос.
— Если сложить все новые проекты, включая спутниковые группировки «Сфера» и «Государево Око», с которыми сейчас выступает Дмитрий Рогозин, то нам может не хватить целого бюджета РФ, — считает Моисеев. — Его выступления всем понятны: каждый раз предлагать что-то новое и яркое, чтобы все как можно быстрее забывали о прежних обещаниях Роскосмоса.
Взять хотя бы тот же женский отряд. Не далее как в понедельник на церемонии чествования вернувшихся 4 октября из космоса Олега Артемьева, Эндрю Фойстела и Ричарда Арнольда Дмитрий Олегович заявил о его создании. Это, безусловно, всех заинтересовало, тем более что в последний набор не было отобрано ни одной представительницы прекрасного пола.
— В космосе у нас уже подготовленным космонавтам скоро нечего будет делать из-за сокращений пилотируемых программ, а мы будем создавать женское подразделение, — скептически прокомментировал один из сотрудников Центра подготовки космонавтов. — Но руководству видней.