Пенсионная реформа в России продолжается. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, приоритетом работы ее ведомства в этом направлении станет внедрение индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Система должна стать альтернативой накопительной части пенсий, замороженной до 2021 года. Маневры с ИПК, подсчитали чиновники, позволят сократить бюджетные перечисления в Пенсионный фонд на 610 млрд рублей. Эксперты уверены, что новая система не будет пользоваться популярностью ни у работодателей, ни у тех, кто собирается отправиться на застуженный отдых. Россияне с сомнением относятся к нововведениям в пенсионной сфере, поэтому вряд ли с легкостью будут отдавать часть своих заработков в ИПК.
О приоритетном внедрении ИПК в России Набиуллина рассказала в ходе парламентских слушаний в Госдуме. Глава ЦБ отмечает, что эта модель является одним из основных источников долгосрочных инвестиций и вдохнет «новую жизнь в систему пенсионных накоплений».
Принцип ИПК, впервые анонсированного в 2016 году, заключается в следующем. Вместо обязательных взносов, которые работодатель выплачивает в Пенсионный фонд, вводятся добровольные взносы работников. Такие взносы могут совмещаться с платежами со стороны трудовых организаций. По умолчанию добровольный взнос устанавливается на нулевом уровне. На этом добровольность заканчивается, а дальше система будет работать автоматически. Так называемым «молчунам», тем, кто не будет самостоятельно определять размер отчислений, с каждым годом взнос будет автоматически повышаться на 1%, пока не достигнет 6%. «Для граждан пенсионные накопления — лучший инструмент планирования доходов и образа жизни после завершения трудовой деятельности», — обещает Набиуллина.
Запустить механизм ИПК в действие планировалось с 2019 года. Однако чиновники решили не торопиться с переходом к новой системе — профильные ведомства пришли к выводу, что постоянные реформы в пенсионной сфере нервируют россиян, поэтому ее обсуждение было сдвинуто на более поздние сроки.
В последний раз представители власти вспомнили об идее ИПК в ноябре 2018 года, после того как депутаты продлили заморозку накопительной части пенсий россиян до 2021 года. Эксперты уверены, что это было вынужденное решение. Цены на энергоресурсы, которые являются главным донором бюджета, остаются нестабильными — котировки нефти показали, что за считанные недели могут упасть на 25-30%. Государство испугалось, что будет не в силах рассчитаться по пенсионным обязательствам и перенесло отмену моратория на использования накопительной части субсидий по старости. По подсчетам профильных ведомств, продление заморозки сократит бюджетные трансферты в Пенсионный фонд почти на 610 млрд рублей.
«Для правительства переход к такому инструменту, как ИПК, выгоден. Государство частично снимает с себя обязательства по гарантированию пенсионных выплат. Люди сами будут определять, сколько отложат денег к тому моменту, когда прекратят трудовую деятельность», — отмечает экс-замглавы Минтруда Павел Кудюкин.
Вместе с тем, новая система продолжает подвергаться критике и вызывает сомнения независимых экспертов. Вопросы вызывает принцип автоматического подключения россиян к системе ИПК. Для отказа от подобной «подписки» будет необходимо подавать специальное заявление, а практика показывает, что население неохотно меняет условия договоренностей с государством относительно пенсий.
«Пенсионные фонды развитых стран являются инструментом институционального инвестирования. Страховкой выплат пенсий служит развитие фондового рынка, которого в России не происходит. Чиновники соглашались вкладывать пенсионные накопления только в сверхнадежные государственные проекты, зачастую не приносящие большого дохода. Из-за низкой финансовой грамотности и скромных зарплат рядовые россияне, особенно из числа молодых людей, предпочитают получать реальные денежные суммы в «конвертах», не задумываясь о новшествах в пенсионной системе, условия которой к выходу будущих пенсионеров на заслуженный отдых могут еще неоднократно измениться», — отмечает Кудюкин.