Президент Италии Серджо Маттарелла подписал закон о проведении пенсионной реформы. Согласно этому документу, в пенсионной системе страны вводится «квота 100». Отныне срок выхода на пенсию будет высчитываться по специальной формуле: возраст человека + трудовой стаж. В сумме эти показатели должны дать 100 лет.
Благодаря этой реформе фактический возраст выхода на пенсию снизится с 67 до 62 лет. Дело в том, что многие итальянцы, достигнув этого возрастного рубежа, уже имеют за плечами 38-летний трудовой стаж.
Новый закон также предусматривает выплаты до €780 ежемесячно бедным слоям населения. Рассчитывать на это пособие смогут граждане, которые будут посещать учебные курсы и тратить на общественные работы как минимум восемь часов в неделю.
«МК» узнал, что думают об итальянском законопроекте экономисты в нашей стране, где песионный возраст, наоборот, повысили. По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, пример Италии наглядно продемонстрировал нам, что западные пенсионные системы, некогда более жесткие по отношению к своим работникам, теперь вынуждены учитывать новые явления времени. Какие это явления?
– На мировых рынках труда сейчас появились две неблагоприятные тенденции, – рассказал «МК» Александр Сафонов. – Это общее сокращение рабочих мест и повышение требований к компетенции работников. На экономическом форуме в Давосе как раз об этом говорилось. Рабочие места сокращаются в первую очередь в промышленности, где труд человека заменяют роботы и автоматы. Люди, которые там «освобождаются», могут перейти только в два сектора — сектор гостеприимства, то есть гостиничный, и сектор торговли. Остальные сферы для них закрыты. Что из этого следует? Перетекая из промышленности в ту же торговлю, люди теряют в зарплате, они опускаются на ступень ниже по своему социальному статусу. Вот государство и стремится дать им возможность пораньше уйти на пенсию. Если же они хотят получать большой пассивный доход в старости, им придется продолжать работать, повышать квалификацию, осваивать новые знания. Однако совершенно очевидно, что человеческие возможности не безграничны и обучаемость пожилых людей не такая высокая, как у молодых. Так почему бы не дать им возможность пораньше уйти на пенсию, если они согласны на скромный социальный пакет.
– В Италии к власти пришли популисты. Снижение пенсионного возраста было их предвыборным обещанием, – пояснил «МК» исполнительный директор НФП «Сафмар» Евгений Якушев. – И Италия, не единственная страна, которая пошла по такому пути. Такие же или почти аналогичные истории во Франции, Польше, Венгрии… В мировой экономике действительно происходят глобальные изменения, и классическая схема уже перестает работать. Грубо говоря, чтобы пенсионеру выплатить пенсию, нужно получить страховые взносы работника. А как получить такие взносы с робота на производстве? С интернет-сервисов тех же? Поэтому следующим экономическим шагом многих держав будет, скорее всего, введение всеобщего универсального базового дохода. Люди вне зависимости от зарплат будут платить государству фиксированные суммы в виде налогов. А вместо пенсий и целого набора разномастных социальных выплат человек будет получать либо льготы по подоходному налогу, либо минимальный базовый доход. Если пристально рассмотреть итальянскую реформу, может оказаться, что там не очень большие размеры пенсий. Но при этом Италия, как видите, продолжает политику «государства всеобщего благоденствия», в котором ведется перераспределение дохода в первую очередь тем людям, которые особенно в этом нуждаются. Ну а в России продолжает господствовать классический подход.
С этим мнением согласен и заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер:
– В России все еще линейный и однообразный подход к этой теме. А мировой тренд — это гибкость. Гибкие пенсионные схемы появляются и в других государствах, Италия не первая. Поляки и китайцы тоже снижали пенсионный возраст. В этом есть определенная логика. Дело в том, что в ряде стран правительства озабочены проблемой молодежной безработицы. Вот почему государства стараются побыстрее освобождать рабочие места — чтобы выпускники институтов и колледжей поскорее могли найти себе место под солнцем. У нас же эта проблема не так ярко выражена.