Нынешний январь оказался богат находками кладов, имеющих прямое отношение к царской семье. Только утихли страсти по поводу обнаруженной в Ташкенте коллекции великого князя Николая Константиновича, и вот еще один нежданный «подарок»: на сей раз в Ессентуках при ремонте старого здания наткнулись на припрятанные на чердаке уникальные фотографии семьи и приближенных царя Николая II с автографами царских детей! По предварительной версии, этот тайник устроил больше века назад один из охранников императора – казак Анатолий Федюшкин. Такое неординарное событие дает повод поподробнее вспомнить о «лейб-казаках» – тех, кто охранял последнего самодержца российского.

Безопасность Его Величества с семьей обеспечивала весьма многочисленная и «пестрая» «команда». Вот лишь некоторые из этих спец-подразделений – дворцовая полиция, Особый охранный отряд, группа агентов сопровождения в штатском, железнодорожный полк, пехотная рота охраны… А еще казаки – Собственный Его Императорского Величества конвой.

Эта гвардейская часть была сформирована еще в начале 19-го столетия. Поначалу на службу попадали представители «инородческого» населения – ногайцы, черкесы, крымские татары… Однако постепенно этнический подход менялся, и с наступлением ХХ века в «личке» были практически только казаки – две сотни терцев и две сотни кубанцев.

Служба осуществлялась своеобразным «вахтовым» методом. В охране царской семьи непосредственно участвовали две сотни, а другие две в это время находились на «домашних каникулах», через два года «конвойцы» менялись местами.

В это элитное подразделение отбор осуществляли строжайший, фактически, штучный. «Конвойские» командиры регулярно отправлялись на Кубань, в терские казачьи станицы и там искали кандидатов. Первым условием отбора были антропометрические данные: кандидат в царские охранники должен был иметь рост не менее 180 см правильные пропорции лица и тела. Вслед за тем наступала очередь характеристик – требовалась непременно похвальная рекомендация местного атамана, подтвержденная справкой о благонадежности. Наконец, в последнем «туре» проходило собеседование, целью которого было оценить сообразительность новичка, его коммуникабельность…

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Пензенский губернатор объяснил фото больничных кроватей из досок

Особая ситуация сложилась после начала Первой мировой, когда император (порой – с сыном-цесаревичем) стал регулярно выезжать в Ставку и в Действующую армию. В таких поездках Николая II сопровождали его верные телохранители – огромного роста казаки Пилипенко и Ящик, а также взвод кубанцев и терцев.

Необычна история Тимофея Ящика. Он служил в «царских» казаках с 1904 года и в конце концов так приглянулся царю, что по желанию Николая был назначен вторым камер-казаком при государевой персоне. В послереволюционное время Ящик состоял при императрице Марии Федоровне, вместе с ней в конце концов перебрался в Данию, где и прожил до самой смерти. В фондах копенгагенского музея хранится ныне коллекция личных вещей Тимофея, в том числе его «конвойская» казачья форма.

Не удивительно, что среди обнаруженных сейчас в потайной «закладке» на чердаке фотографий многие запечатлели членов царской семьи именно в окружении «конвойцев», – эти бравые казаки становились за время службы «при царских персонах» хорошо знакомы государю и его близким.

Впрочем при всей ее внешней престижности служба в казачьем конвое была отнюдь не сахар. Сплошь и рядом приходилось осуществлять охранные мероприятия и в дождь, и в стужу, не жалея собственного здоровья. И при том – вот ведь парадокс «социалки» царских времен! – казакам-телохранителям хорошая пенсия просто так, за выслугу лет не назначалась. Чтобы получать достойный «пенсион» в старости, служивый должен был отметиться каким-то неординарным поступком при исполнении охранных обязанностей. Лучше всего было задержать террориста, затевающего покушение на «первых лиц».

История Собственного Его Императорского Величества конвоя оборвалась вскоре после отречения Николая Второго. С упразднением в России «царской должности» охранявшая монарха лейб-казачья часть была переименована сперва в Конвой Верховного Главнокомандующего. А еще через несколько дней – в Лейб-Гвардии Кавказский казачий полк, который отправили после этого в Действующую армию. Однако в таком качестве элитное подразделение просуществовало чуть больше двух недель. 30 марта 1917-го Конвой был полностью расформирован.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Ростовское дело о разглашении гостайны судьей может стать прецедентным для Нижнего Новгорода

Многие из казаков-«конвойцев» в последующем примкнули к Белому движению, участвовали в боях с Красной армией, а потом вынуждены были покинуть Родину. Возможно, именно такой печальный путь прошел и предполагаемый устроитель обнаруженного сейчас «фотографического» клада бывший лейб-казак Анатолий Федюшкин. Вероятно, оказавшись в рядах отступающих «беляков», он решил спрятать свой фотоархив, который в случае попадания к «красным» мог быть опасным компроматом.

Надеялся ли царский охранник когда-нибудь вернуться и забрать ценные для него снимки , – мы этого уже никогда не узнаем..

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x