В Челябинской области задержан маньяк-расчленитель Борис Кондрашин. После 10 лет в психиатрической клинике ему удалось устроиться в больницу на должность врача-терапевта. На протяжении месяца убийца консультировал пациентов, выписывал им лекарства, выносил заключения при диспансеризации. Мы выяснили новые детали громкой истории.
Каким образом человека, который сам нуждался в психиатрической помощи, приняли на работу в медучреждение и зачем Кондрашину понадобилась эта должность?
В 1998 году 16-летний Борис Кондрашин зверски убил своего одноклассника, расчленил тело и провёл обряд жертвоприношения с элементами каннибализма. Также он выпил кровь убитого.
Свое поведение объяснил следователям так: он-де совершил расправу для принесения жертвы богам тёмных сил. Школьника задержали, он был признан невменяемым. Кондрашина отправили на принудительное лечение в психиатрическую клинику, откуда он вышел в 2008 году. Врачи признали его излечившимся и отпустили под наблюдение врача-психотерапевта.
В 2018 году Кондрашин устроился в городскую клиническую больницу №11 города Челябинска.
Больница располагалась рядом с домом Кондрашина, тем самым, где 20 лет назад он убил человека. Клинику посещали бывшие одноклассники маньяка.
Одна из одноклассниц случайно попала на прием к нему. И опознала. О своих подозрениях сообщила главврачу учреждения, который не сразу придал значение ее словам. Тогда пациентка написала заявление в правоохранительные органы.
– Я училась с Борисом в одном классе. Он жил напротив моего дома по Новороссийской улице, – рассказывает Виктория. – Он называл себя отшельником, ни с кем не общался, с дворовыми не играл.
Помню, однажды Кондрашин пригласил нас к себе домой погадать. Мы знали, что он занимался магией.
После убийства мальчика к нему нагрянули с обыском. Милиция нашла у него бумажку, где были написаны имена следующих жертв, фамилий было много. Я значилась в этом списке.
Сейчас мы проводим собственное расследование. У нас появилась версия, что Кондрашин не оставил идею расправиться с остальными ребятами из списка. Поэтому и устроился на работу в поликлинику, понимал, что все мы обслуживаемся в этой больнице и рано или поздно можем стать его пациентами.
В соцсетях соседи Кондрашина пишут, что мужчина после освобождения вернулся в ту самую квартиру, где когда-то совершил ритуальное убийство. Но большинство прежних жильцов переехали из того дома, поэтому не узнали убийцу.
– Этот мужчина редко выходил из дома, но к нему часто приходили какие-то странные люди, – рассказывает соседка Кондрашина. – Вроде, он занимался гаданием, объявление в сети висело от его имени, мол, «оказываю магические услуги».
Бывший одноклассник Кондрашина утверждает, что ни разу за последние 10 лет не встречал маньяка, хотя живет с ним в одном дворе.
Странно, но я его не видел, и никто из наших одноклассников тоже, – начал разговор собеседник. – Вероятно, Кондрашину удавалось оставаться незамеченным. Район у нас криминальный, много наркоманов, алкоголиков, но его историю все помнят. Если бы кто-то знакомый увидел его, то житья здесь не дали.
– Вы помните события того времени?
– Кондрашин был замкнутым парнем. Его часто обижали девчонки. Он практически не общался с одноклассниками. Носил все время один пиджак, галстук, а в руках – кожаный чемоданчик.
Папа его был известным врачом в городе, как и мама. У Кондрашина в семье все медики. Не удивительно, что он тоже решил пойти по этому пути. Он уже тогда много читал по медицинской тематике, был ходячей энциклопедией…
Однажды в школе Кондрашину стало плохо, закружилась голова. Его отпустили с уроков. Одного парня попросили проводить его до дома. Вот того провожающего Кондрашин убил и расчленил.
Когда к нему пришли с обыском, то увидели в платяном шкафу кучу баночек, где были глаза и сердца животных — кошек, собак. Борис начал с экспериментов над лягушками — этому научил его отец. Закончил людьми.
Останки жертвы обнаружили мусорщики, когда заглянули в баки, которые стояли во дворе. А вот голову парня вроде так и не нашли. По слухам, Кондрашин выбросил ее в озеро. Кстати, отец, как я слышал, помогал ему прятать останки, поэтому его тоже арестовали.
По словам собеседника, отец Кондрашина покончил собой в СИЗО.
– Преступление ведь получило широкий общественный резонанс, поэтому, насколько я знаю, когда старшего Кондрашина поместили в СИЗО, над отцом там издевались. Он не выдержал таких испытаний, – добавляет Александр. – Мать с ними не жила.
– Вы бы узнали своего одноклассника, если бы встретили на улице? Не изменился он за 20 лет?
– Он ничуть не изменился. Такой же пухлый, тот же взгляд. Только бороду отрастил. Так что ничего странного нет в том, что одноклассница его опознала.
В интернете Борис Кондрашин позиционировал себя, как терапевт и психиатр-нарколог.
На одном медицинском сайте до сих пор висит его фотография. Там же Кондрашин указал специальность: терапия, психиатрия-наркология. Отметил общий медицинский стаж: c 2007 года. А место работы обозначил, как «Частная практика. Больница №2».
– Такой человек никогда у нас не работал. Все сведения мы отправили в прокуратуру, нас уже допрашивали, – заверили нас в городской клинической больнице №2.
Еще на одном сайте Кондрашин представился сотрудником больницы №9. В отделе кадров нам сообщили, что человек с такой фамилией никогда у них не числился.
Вероятно, таким образом, мужчина создавал себе «послужной список» перед будущими работодателем из больницы №11, куда его в итоге и приняли. Коллегам в клинике он подробно рассказывал о своей службе именно в этих двух больницах.
– Мне довелось с ним пообщаться один раз. Разговорились о семье, о работе, – вспоминает сотрудница клиники. – Он жаловался, что не хватает денег, поэтому вынужден заниматься частной практикой на дому.
Оставил свой сотовый, сказал, если у моих родственников или друзей будут проблемы с алкоголизмом и наркоманией, могут обращаться. Так и говорил: «Много за услуги не беру, но восстановление человека гарантирую».
Он ведь алкоголиков лечил, наркоманов, шли к нему люди… Еще он делился, что раньше работал в центрах реабилитации для алкоголиков и наркоманов.
О том, как бывшего приняли на работу в городскую больницу, мы поинтересовались у представителя клиники.
– Он проработал у нас всего месяц, – начал разговор наш собеседник. – Лечением не занимался. Работал только на прием пациентов в отделении медпрофилактики. В его обязанности входили профилактика курения, алкоголизма. Вел беседы о вреде курения, польза физкультуры.
– У Кондрашина был свой кабинет?
– Да, у него в кабинете висела табличка: «За здоровый образ жизни». Приняли его на должность терапевта.
– Как его приняли на работу с таким прошлым?
– Пришел по объявлению — была вакансия, принес документы, прошел собеседование у главврача. Вот и все дела.
– Какие документы принес?
– Какие положено – паспорт, СНИЛС, диплом об образовании, справку об отсутствии судимости. Никаких вопросов его личность на тот момент не вызывала.
– Его спрашивали, где он ранее работал?
– Он уклонялся от этих ответов.
– Как это?
– Сказал, что трудовую книжку потерял, и не мог вразумительно объяснить, где он работал. Мы ему тогда новую сделали здесь.
– Этот момент вас не насторожил?
– Он производил адекватное впечатление. Вполне нормальный товарищ.
– Много у него пациентов было?
– Достаточно. На консультацию к нему часто записывались Отрицательных отзывов об его работе не поступало. На работу приходил каждый день. Чистый, ухоженный, в белом халате. Не было к нему претензий.
– Как вы узнали о том, что в больнице работает в прошлом убийца?
– На прием к нему явилась его одноклассница. Она как раз диспансеризацию проходила, ей нужно было заключение терапевта по общим вопросам. Вот он к нему и пошла. Она его и узнала. Пришла к главврачу. Сказала, что этот человек 20 лет назад совершил преступление. Начались проверки.
– Ей не сразу поверили?
– Конечно, не сразу. Наговорить можно на кого угодно. Проверять надо было.
– Она самому Кондрашину ничего не сказала?
– Нет. Она так испугалась, что сразу к главврачу прибежала. Позже мы сделали запрос в учебное заведение, где он якобы учился и откуда предоставил диплом. Кстати, диплом был оригинальный, не выглядел подделкой. Вскоре из института поступил ответ, что такой у них не учился. Вот тогда мы и обратились в правоохранительные органы.
– Главврач своему сотруднику ничего сам не говорил?
– Нет, его мы не спрашивали сами. Поймите, нашей вины тут нет. При собеседовании этот человек ответил на все интересующие вопросы. Мы ведь не могли заглянуть в его голову.
– Что спрашивают при собеседовании?
– Где работал, что заканчивал, ну и он нам показался компетентным в области психиатрии, терапевтии. Он знал на все ключевые вопросы ответы. Думаю, он сам обучился. Тем более, рос в семье медиков, хотел стать специалистом. Дома мог по интернету освоить курс лекций, прочитать книги. Это сейчас не сложно.
– Он общительный был. Может, с кем-то подружился?
– Негатива о нем я ни от кого не услышал.
– Теперь ваше руководство могут обвинить в халатности?
– От таких ЧП никто не застрахован. Кто станет проверять диплом на подлинность? Никто. Если человек представляет справки об отсутствии судимости, диплом оригинал, копию паспорта. Где халатность? Да и к тому же, он не был неучем. Безграмотным. У него хорошо поставлена речь, вежливый.
– Говорят, у него есть родная сестра, она вроде тоже в больнице работает, вы с ней связывались?
– Нет, а зачем? Нам это не интересно. Считаю, хорошо, что вовремя выявили.
– На учете в ПНД он состоял?
– Мы только недавно сделали запрос.
– Ответ получили?
– Позже выяснилось, что Кондрашин состоял на учете
– Почему вы сразу не сделали этот запрос?
– Такая справка необходима врачу при работе с лекарственными препаратами. Он с лекарствами не работал. А медкомиссию прошел. В том числе его осмотрел психиатр, поставил печать — здоров.
– У него в квартире нашли наркотики — он украл препараты из больницы?
– Допуска к психотропным препаратам у него было. Следователи сказали, что он сам их готовил. Говорю же, он далеко не дурак.
Мы нашли несколько личных страничек в интернете, где была размещена фотография Бориса Кондрашина. Преступник часто менял фамилии. Представлялся Борисом Шиндиным, брал фамилию Чопп и Мунин. В твиттере Кондрашин назывался Борисом Гинцелем. Известно, когда он учился в школе, рассказывал всем, что имеет титул — барон фон Гинцель. Признавался, что его отец по материнской линии — прямой потомок немецких баронов-эмигрантов.
Родной дядя Кондрашина Валентин Борисович Кондрашин, кстати, позиционировал себя вице-предводителем губернского дворянского собрания Челябинской области. Называл себя барон фон Гинцель. В Челябинске мужчину знали многие. Земляки говорили о нем, как о человеке энциклопедических знаний. После того, как его племянник расчленил одноклассника, Валентин Борисович перебрался из Челябинска в Чебаркульский район, в деревню Шахматово. Там занялся сельским хозяйством. О своем родстве с маньяком старается не вспоминать.
– Вся эта история для Валентина Борисовича стала шоком. Он ведь сам историк, начитанный человек, изучал психиатрию, – рассказывают соседи маньяка. – Когда же Боря вернулся после психушки, то долгое время нигде не работал. Но потом неожиданно для нас всех устроился в аптеку, недалеко от дома. Как я понимаю, трудился там тоже по поддельным документам. Если в больнице не проверили подлинность документов, то в аптеке и подавно никто не стал спрашивать.
Свои документы об обучении Борис Кондрашин выложил в интернете.
Помимо фальшивого диплома о высшем образовании в Южно-Уральском государственном медицинском университете, Кондрашин предоставил удостоверение о повышении квалификации, выданное ООО Межрегиональным центром «Непрерывное профессиональное образование». Дата выдачи 13 сентября 2018 года , город Йошкар-Ола. Курсы были пройдены «в объеме 72 часа».
Такая организация, действительно, существует. Обучение там стоит порядка 10 тысяч рублей. Вряд ли Кондрашин готов был потратить такие деньги. Пустой образец сертификата можно скачать в интернете, на сайте центра. Напечатать там любую фамилию — не составляет труда.
Бориса Кондрашина арестовали на 2 месяца. Ему предъявлены обвинения по двум статья — хранение наркотических средств и подделка документов.