В первых числах февраля в Анапе состоялся Первый Всероссийский боксерский форум. В рамках торжественного ужина были также подведены итоги 2018 года и определены лучшие в своих номинациях. Виктора Борисовича Фархутдинова – тренера юниорской национальной сборной – признали лучшим специалистом, а помимо основной награды подарили также 5 миллионов рублей. Причиной тому стала трагедия – недавно у него сгорел дом. Об этом инциденте, работе с молодыми спортсменами, таланте, дисциплине и мечте – в интервью с самим Фархутдиновым.
Фото предоставлено пресс-службой Федерации бокса России
– Что произошло с вашим домом?
– Я был на сборах в Кисловодске. Семья оставалась дома, затопили баню, загорелась она и в итоге перешло на дом. Случилась трагедия. Но самое главное –ч то семья в целости, все успели выбежать. Да, беда, но все живы. Остальное потихонечку. Очень благодарен генеральному секретарю Федерации бокса России Умару Кремлеву и всем, кто отозвался. Всему боксерскому миру.
– Жить вам сейчас, получается, негде?
– Пока в квартире, но, надеюсь, в ближайшее время уже восстановим дом.
– В 2018 году ваши подопечные триумфально прошлись по чемпионату Европы и юношеским Олимпийским играм. Довольны как тренер?
– Честно скажу, тот план, который ставили – мы его даже перевыполнили. У нас очень сильный тренерский состав, врачи, массажисты, психолог, диетолог. Мы не поменяли по ходу года ни одного боксера: выиграли национальное первенство, объявил состав команды и до конца, до юношеских Олимпийских игр никого не меняли. Даже тех, кто проиграл на Европе. Поэтому выдержали психологический накал, хотя было много давления.
– Какое ключевое различие в тренировках со взрослыми и юниорами?
– 17-18 лет – очень сложный возраст, требует совершенно другого подхода. Они только растут, разная психология. Главное – дисциплина. У нас ни один не был отчислен за дисциплину. Вот пример: у меня есть хороший воспитанник. Он отбирался на Олимпийские игры, и не попал туда только из-за телефонного разговора. Поругался с женой в ночь перед боем и все. А еще спрашивают, зачем тренеры телефоны отбирают…
– Я наслышан о вашей дисциплине. Что она строжайшая.
– Это так (улыбается).
– В чем это проявляется?
– Во всем.
– Например? Меня вот прыгалками били.
– Ну нет. Во-первых, если боксер нарушил, он бежит пять километров в наказание. Три нарушения – отправляю домой.
– Что считается за нарушение? Бутылка пива?
– Пошел он куда-то в 12 часов, позвонить кому-то. А за спиртные напитки сразу выгоняю с команды. В большом спорте ребята должны соблюдать режим.
– У вас много было случаев, когда по таланту спортсмен должен идти далеко, но из-за отсутствия дисциплины просто рушился?
– Конечно. Это очень частое явление. Особенно у нас в России. Олимпийские чемпионы даже, выезжают за границу и понеслась: функционалка другая, психология с иностранцами, давление болельщиков. Поэтому сейчас мы стараемся принимать участие во многих турнирах за пределами страны.
– Что побеждает – талант или работоспособность?
– Работоспособность в первую очередь. Талантливые в 80% самоуверенные – и им это мешает, начинают режим нарушать. А те, кто готовы терпеть через пот и кровь – те достигают вершин.
– Во всех видах спорта есть глобальная проблема: многие спортсмены теряются при переходе из юношей во взрослую категорию. Как не допустить эту потерю?
– Делать все постепенно. Из 17-18 лет потихонечку переводить в 19-20, и дальше уже на Олимпиаду. Думаю, что на Игры-2024 трое человек из моей команды попадут.
– Вы упомянули в своей команде психолога. Как он работает?
– С ребятами проводят занятия. Фильмы, различные игры, индивидуально беседуют. Мы, тренеры, даже не можем присутствовать на этом. Потом просто рассказывает для общей работы.
– Насколько я знаю, боксеры наших национальных команд на сборах исполняют гимн России по утрам. В чем смысл?
– Патриотизм, любовь к Родине – это самое основное. Второе – когда мы выезжаем на крупные старты, выигрываем Олимпийские игры, на тебя смотрит весь мир, а ты стоишь на пьедестале и не знаешь слов? Это как-то не очень. У меня в команде есть некоторые ребята – из Чечни, из Кабардино-Балкарии, они русский язык не знают, а гимн – знают, поют.
– У вас самого – пять детей?
– Девять.
– Ошибся немного. Кто-то по вашим стопам пошел?
– Два сына – мастера спорта. Один со мной в сборной команде, а другой – тренирует в Тульской области юниоров.
– Бывают моменты, когда для своих детей вы – тренер, а для подопечных – как отец?
– Детей вообще любить надо. У меня со всеми дружеские отношения – и со своими, и с учениками. Мы открыто общаемся обо всем. Я так и говорю им – если что-то натворили, лучше скажите мне сразу. Будем решать вопрос. С этим у меня затруднений нет.
– Какая ваша главная тренерская мечта?
– Выиграть Олимпийские игры среди взрослых. Чтобы ребята из моей команды стали чемпионами и были хорошими людьми.