Американский государственный долг достиг небывалого за всю историю уровня: $22 трлн. С начала президентства Дональда Трампа он вырос на $2 трлн или на 10%. Если американская долговая «пирамида» зашатается или вовсе рухнет, под её обломками окажется погребена вся мировая экономика. Политика российских властей имеет противоположный вектор: они последовательно сокращают внешний суверенный долг. А заодно сокращают свои вложения в американские долговые бумаги.
Действующий американский президент подхватил и развил инициативу своего предшественника (за восьмилетний период, когда Белый дом возглавлял Барак Обама, госдолг страны был увеличен практически вдвое — с $ 10,6 трлн до $19,9 трлн.) Хотя во время своей предвыборной кампании Трамп обещал совершенно обратное: ликвидировать госдолг в течение восьми лет.
На деле же он его лишь наращивает, причем более бурными темпами, чем это делал Обама. В числе факторов, способствовавших взлету американского долга, финансисты называют, прежде всего, налоговую реформу 2017 года, направленную на стимулирование занятости, а также планы по строительству стены на границе с Мексикой и шатдаун-2019.
Соединенные Штаты – крупнейшие заемщики на мировом рынке, держателями их государственных облигаций являются национальные банки практически всех стран мира (крупнейший инвестор – Китай). Если США в какой-то момент не смогут обслуживать свой долг, «черная дыра» этого дефолта засосет много экономик.
Однако эксперты пока не видят реальной угрозы обрушения американской долговой «пирамиды». Ведь одновременно в руках американских властей находится и «печатный станок» по производству долларов. Соответственно, они всегда могут эти триллионы если не заработать, то банально напечатать. Впрочем, пока в этом нет необходимости.
«США во главу угла поставили динамичное развитие экономики, на что доходов бюджета, также динамично растущих, оказывается не всегда достаточно. Тем не менее, доходы от растущей экономики даже опережают возможности обслуживать госдолг», – поясняет эксперт Михаил Беляев. «Экономика США пока работает и очень успешно, по своему качеству, в отличие от китайской, она всегда выигрывает, – соглашается директор информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. – А большой долг — это уже проблема кредиторов США. Хотя на самом деле, американские бонды в сегодняшних условиях — наиболее надежное вложение».
Тем не менее, конспирологические прогнозы относительно краха американской долговой политики остаются популярными, особенно в даты обнародования абсолютных сумм госдолга. «Это все надуманные конструкции», – убежден Михаил Беляев. А Александр Разуваев припоминает, что впервые страшилку про дефолт США услышал еще в 1994 году. С тех пор, однако, прошло уже четверть века, и ничего…
И все-таки, что будет, если США утратят возможность обслуживать свой огромный долг? «Есть точка зрения, что если кризис в США будет сопоставим с 2008 годом, то Трамп введет новую валюту (для США, Канады и Мексики). Только курс обмена для России и других «плохих парней» будет непривлекательным. Да и вряд ли новая валюта станет самой востребованных среди резервных валют. Если это случится, то международные резервы РФ похудеют, будет болезненная реструктуризация, банкротства частных российских компаний, которые имели много американских бондов».
В последнее время российские власти от американских облигаций активно избавляются. За прошлый год они продали бондов Минфина США на $82 млрд, в результате чего Россия выбыла из списка 30 крупнейших держателей американских облигаций. В ноябре прошлого года «сбросили» облигаций, сократив общую сумму вложений до $12,8 млрд.
Долговая политика нашего правительства направлена на сокращение внешних заимствований: по данным ЦБ, совокупный российский внешний долг РФ за 2018 год уменьшился на 12,4%. «Навес» над нашей «крышей» становится компактнее, о чем Америка может только мечтать.