Дмитрий Анатольевич Медведев написал колонку о стратегических целях развития страны. Начало года, говорит премьер, «отличная возможность поговорить о планах и перспективах».
Читаю: курс на ускорение, «нужны революционные сдвиги — переход к принципиально новым технологическим системам, к технике последних поколений, дающих наивысшую эффективность». А дальше почему-то в тексте возникает Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв, 23 апреля 1985 года, апрельский пленум… Ага, не то читаю.
Впрочем. «Перед нами большая цель — ускоренное развитие по ключевым направлениям экономики и социальной сферы. … Найти «решение уравнения» национального успеха Правительство должно через ускорение экономического роста. … опережающий рывок… …из потребителей научно-технологических новаций превратиться в их создателей. Направим триллионы рублей на …развитие и внедрение передовых технологий». Это уже точно премьер Дмитрий Медведев, 13 февраля 2019 года.
Сейчас восьмидесятые вообще в моде – «папины кроссовки», пиджаки с большими плечами, штаны-бананы, «варенка»… Так что Медведев, можно сказать, трендсеттер.
Но я, честно говоря, немного уже устал слушать про «ускорение», «опережающий рывок» и про то, как при коммунизме все будет хорошо.
Вот сейчас опять. 12 национальных проектов за 25,7 триллиона рублей. Я даже представить не могу — это вообще сколько? Премьер так и пишет, что цена проектов «колоссальная», такая же, «как и их значение для настоящего и будущего России». А задача наша в том, чтобы мы могли сказать в результате: «Мне нравится та жизнь, которой я живу». И для этого «надо проделать большую работу».
Как же хочется поверить, что вот сейчас точно получиться. Но нынешняя команда у власти довольно давно.
Помните такие майские указы 2012 года? Тоже исторические и судьбоносные. Но Счетная палата констатировала, что из 62 целевых показателей, установленных на 2014 год майскими указами, не выполнено 18, или почти треть.
Или вот национальные цели были заявлены. СП на днях презентовала панель мониторинга достижения национальных целей. Что там написано? Написано, что «текущих темпов роста ВВП недостаточно для достижения поставленных целей», «текущих темпов снижения бедности недостаточно для достижения поставленных целей», что естественная убыль населения в 2018 году была больше, чем в 2017 году.
И еще – что «накопленная динамика реальных доходов населения к концу 2018 года замедлилась и в целом за год показала несущественный рост». А если в расчет взять и единовременную денежную выплату в январе 2017 года, в прошлом году отмечалось бы снижение на 0,2%.
То же самое по динамике пенсий. С учетом той самой выплаты снижение отмечалось бы на 2,4%.
Ситуация с доходами хорошо иллюстрирует свежий тезис Медведева, что надо «дать возможность людям заниматься любимым делом за хорошую зарплату».
Прекрасная идея, что нужно развивать медицину, а в образовании сделать «опережающий рывок». Раньше что-то мешало?
Дмитрий Анатольевич обещает, что мы «направим триллионы рублей на строительство новых заводов, дорог, электростанций. На развитие и внедрение передовых технологий». Я помню, Медведев приезжал в Зеленоград. С помпой внедряли передовые технологии — первый завод по выпуску отечественных плазменных телевизоров. Медведев внедрил, уехал, завод немного поработал и закрылся. Что-то помешало.
Может бизнес закошмарили? Медведев пишет, что надо «пересмотреть контрольно-надзорные нормы. Те, что не будут одобрены или изменены, автоматически утратят силу. Это так называемая регуляторная гильотина».
Тот же самый Дмитрий Анатольевич тоже самое декларировал в 2008 году: «Хватит кошмарить бизнес». К 2017 году, по данным Генпрокуратуры, доля внеплановых проверок среди всех проверок бизнеса выросла до 75%.
Что же такое-то? Обещаем, обещаем, обещаем, а на выходе все как-то криво-косо. Руки не оттуда растут или в голове кукушка? Нет.
Премьер указывает: «Мы постоянно находимся под давлением отдельных государств, которые играют роль то «мировых жандармов», то «лежачих полицейских», мешающих разогнаться».
Но и в санкциях есть польза: три-четыре года назад цены на нефть предопределяли курс рубля, инфляцию, процентные ставки, рост экономики и благосостояния людей. А сейчас нет. И не поспоришь. Раньше если нефть росла, то доллар падал. Цены туда-сюда колебались. А сейчас стабильность. Цены стабильно растут.
Дмитрий Анатольевич хочет, чтобы «в 2024 году, оглядываясь назад, мы были вправе сказать: мы сделали все, что планировали». Через пятилетку ускорения. Осталось только объявить гласность — типа закона об автономности Рунета. Ну и перестройку. С ней вообще все просто — перестройка все идет и идет по плану.