Рыночные механизмы, существующие в нашей стране, не позволяют снизить цены на бензин, заявил вице-премьер по ТЭК Дмитрий Козак. Правда, по его словам, рост стоимости топлива не превысит инфляцию, которая в этом году прогнозируется в 5-6%. Но и этого будет достаточно, чтобы усложнить жизнь тем, кто, к примеру, регулярно летает на самолетах. Правительство не стало возмещать авиакомпаниям их потери, обусловленные ростом цен на топливо в 2018 году.
Как полагают эксперты, перевозчики из-за страха потерять клиентов не рискнут резко повышать стоимость билетов. Однако некоторые из них уже сейчас близки к разорению, а банкротство авиакомпаний чревато тем, что российским туристам придется неделями ночевать в зарубежных аэропортах, так как оплаченные ими рейсы будут отменены.
Если в октябре 2018 года, когда котировки нефти резко упали и производителям «черного золота» стало выгоднее увеличивать поставки сырья на экспорт, на отечественном рынке образовался дефицит бензина, то сейчас топлива внутри страны хоть отбавляй. По словам Козака, «экономическая ситуация привела к тому, что мы затоварили внутренний рынок».
Можно бы порадоваться — в нормальной рыночной экономике избыток какого-то продукта приводит к падению его цен. Но в России это правило почему-то не работает. «Рыночные механизмы не предполагают, что цены сойдут с того пьедестала, на который они забрались», — предупреждает вице-премьер.
Вместе с тем, Козак ставит жесткое ограничение — цены на бензин хоть и вырастут, но не опередят инфляцию, причем специального соглашения о стабилизации стоимости горючего с нефтяниками, которое было заключено в 2018 году, не потребуется. Повышать тарифы топливным гигантам, отмечает вице-премьер, помешает экономический механизм регулирования цен.
Подобное заявление выглядит довольно странным. Чиновники способны предотвратить рост стоимости топлива, но опустить цены им почему-то не представляется возможным. Даже если цены на нефть снова упадут, топливо продолжит дорожать. Фактически, правительство, говоря о том, что бензин подорожает на уровень инфляции, сигнализирует продавцам топлива, что они могут поднять цены, по крайней мере, на 5-6%.
Очевидно, что в российском правительстве нет единого мнения о том, к чему приведут манипуляции с фискальной дисциплиной в топливной отрасли. Например, замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин уверен, что потенциал для снижения стоимости горючего есть, а дополнительные объемы поставок на внутренний рынок стабилизируют и даже улучшат ценовую ситуацию.
Пока чиновники спорят, независимые эксперты советуют готовиться к худшему. Причем не только владельцам авто, но и всем, кто пользуется услугами смежных отраслей. По словам редактора авиапортала Романа Гусарова, одними из первых, кто почувствует на себе недостатки механизма регулирования топливных цен, окажутся авиаперевозчики, которые несколько месяцев добивались от правительства компенсации расходов на сумму в 23 млрд рублей за прошлогодний рост стоимости авиационного керосина. Чиновники отказали в субсидиях, тогда как нефтяники выторговали себе 200 млрд рублей компенсации за сохранение стабильных цен на бензин в случае роста мировых котировок на «черное золото».
Эксперты опасаются, что после истечения действия соглашения между правительством и производителями горючего в марте, тарифы на топливо могут поползти вверх. Не исключено, что в определенный момент на отечественных АЗС появятся ценники, не уступающие европейским — до 1 евро за литр (75 рублей). «Стоимость авиакеросина для крупных потребителей может оказаться даже выше, чем в ЕС. Авиаперевозчики не смогут резко поднимать цены на билеты и другие услуги — в таком случае они столкнуться с падением спроса, так как невысокая платежеспособность населения не позволит людям выкладывать лишние 1-2 тыс рублей за перелет. Банкротство авиакомпаний может приобрести массовый характер, в результате чего пострадают пассажиры. Вполне возможно, что кому-то придется ночевать в зарубежных аэропортах, так как у перевозчика не хватит средств на топливо, чтобы вернуть пассажиров на родину», — предупреждает Гусаров.