В Уфе набирает обороты скандал, связанный с оскорблением чувств верующих, который может кончиться уголовным делом. Прихожане местной епархии выразили возмущение православными иконами, выполненными в стиле аниме. Изображения появились в одном из пабликов социальной сети, который полностью посвящен этому направлению. Представитель местной епархии заявил нам, что использование православных символов недопустимо. Протоиерей Всеволод Чаплин — наоборот, что запрещать подобное творчество не следует.
Про «альтернативные» иконы сняли разгромный сюжет местные тележурналисты. Реставратор художник-реставратор артели «Уфимский иконостас» Алла Халявкина сказала, что такие произведения «оскорбительны до глубины души». Другие прихожанки местных храмов говорили о «целенаправленном глумлении над Богом».
Проблему аниме-икон обсудили даже в башкирском Курултае (Госсобрании). Его глава Константин Толкачев заявил, что оценку подобному творчеству должны дать эксперты — является ли это оскорблением религиозных чувств?
Один из создателей группы «Православные аниме-иконы» Фаиль Ягофаров: По моему мнению, изображения, представленные в сообществе показывают необычное сочетание стилей, не направленные на какую-либо негативную реакцию или оскорбление.
Мне не совсем понятно почему у некоторых людей такая злоба к этому. Ничего конкретного, кроме “оскорбления чувств верующих” мне не сказали. Не думаю, что кто-то из людей, выкладывавших эти изображения, ставил цель кого-то разозлить.
Никаких оскорбляющих символов или надписей на них не было. Местные силы МВД сказали, что проведут проверку по данному сообществу, и пока не стоит что-либо удалять или изменять».
Пресс-секретарь Уфимской епархии, протоиерей Евгений Шерышев: «У нас нет озабоченности, что наши чувства оскорблены. Единственное, что, когда мы ознакомились с этими так называемыми иконами, увидели, что на них используется атрибутика, которая используется в православной иконописи.
То есть, помимо самого изображения, там присутствуют символы и буквы, которые используются на иконах. Например, Мария, Мария Дева, Святые Апостолы и так далее. Это, конечно, недопустимо. Изображать можно по-всякому — это их дело, но именно эти символы превращают какой-то портрет в икону. Однако нашей стороны никаких жалоб не будет».
О своём отношении к провославным аниме-иконам рассказал «МК» и протоиерей Всеволод Чаплин.
– Я видел эти изображения. С одной стороны, вроде бы ничего кощунственного в них нет. Если посмотреть на различные образцы нашего провинциального наивного искусства разных веков, можно увидеть нечто подобное.
Наверное, намерения людей, которые всё это рисуют и размещают, не злые, но, с другой стороны, есть глубокая проблема культурная и духовная.
Икона — это окно в Царство Божие, в Горний мир, который верующие считают реально существующим, а не в сказку или иллюзию, некое искусственное представление о себе, как о сказочной фее или сказочном герое. Здесь я вижу превращение иконы в мультики. Мультики – не всегда плохо, но останавливаться вот на этой душевности на пути к духовному не надо.
Однако я не думаю, что всё это нужно запрещать.