В Самаре разгорелся грандиозный и мрачный скандал: возле здания областного правительства поставили гроб с покойником. На кладбище Рубежное не давали вырыть для него могилу люди в масках: местная ритуальная служба сочла конкурентом ИП, к услугам которого для захоронения прибегли близкие покойного. Как мы выяснили, этот случай был не первым — ранее другой группе родственников не давали похоронить покойника, а машину «альтернативного» ритуальщика сожгли.
Покойного, чье тело принесли к Самарской обладминистрации, звали Валерий Малеев. Анна Плотникова, которая организовала похороны, была его гражданской женой, она воспитывает ребенка Валерия. Средств у матери-одиночки не хватало, большую сумму на похороны она потратить не могла, могла лишь позволить себе потратить размер социального пособия ( 6 000 рублей). Местные ритуальщики же запросили с нее 50 000. Поэтому она нашла «альтернативного» агента.
«МК» удалось связаться с депутатом собрания представителей Красноярского района Самары Азатом Туймасовым. Народный избранник первым опубликовал в Твиттере сообщение о гробе с покойником, который родственники выставили в отчаянии напротив здания правительства .
– Ко мне за помощью обратился индивидуальный предприниматель Алексей Воробьёв, – говорит Туймасов. – Он заявил, что наслышан о том, как я отстаиваю права местных жителей и попросил поприсутствовать с ним на кладбище так как он там уже один раз столкнулся с беззаконием.
– Раскройте диспозицию рынка ритуальных услуг в вашем городе и расскажите про предпринимателя, который обратился к вам. Чем он занимается?
– Ну смотрите. В городе по моему глубокому убеждению, весь рынок похоронных услуг принадлежит одним и тем же лицам. У нас имеется МКУ «Ритуал» – они распоряжаются земельными участками, организовывают траурные процессии, МУП «Спец Комбинат» (они зарабатывают на копании могил) и есть ещё одна коммерческая организация, которая делает и то, и то.
Это всё одна «обойма», а особняком держится бизнесмен Воробьёв. Он давно занимается ритуальными услугами и недавно решил расширить их спектр, добавив копку могил. Предприниматель посчитал, что эта позиция имеет чрезмерно завышенную цену у других организаций и поставил свою, гораздо ниже .
– Что за проблемы у него уже были на кладбище?
– Точно так же, как в этой ситуации, два месяца назад к нему обратились родственники умершего. Воробьёв всё организовал, но, когда пришло время для захоронения, группа неизвестных мужчин не дала его сотрудникам выкопать могилу на участке, оформленном должным образом. После закрытия кладбища родственникам пришлось на следующий день платить другой организации за захоронение, а «БМВ Х5» Воробьёва подожгли на стоянке в тот же вечер.
– Получается на этот раз вы уже были готовы к такому сценарию? Каким составом и когда вы поехали на кладбище?
– 21 февраля в 10 часов утра мы отправились на кладбище. Был я, Алексей Воробьёв, два сотрудника охраны, юрист. Родственники и катафалк ждали команды, когда всё будет готово к захоронению.
– С какими сложностями вы столкнулись?
– Во-первых, в 10 часов утра мы предоставили все необходимые документы на земельный участок для захоронения в МКУ «Ритуал». По закону организация должна в течение двух часов отреагировать, но нам специально оттягивали время, ссылаясь то на то, что нет сотрудника, отвечающего за выдачу, то на то, что нет разрешения от руководства. В итоге только в 14.30 нам выдали разрешение. Во-вторых, уже на месте, где должна быть могила столпились около 15 мужчин. Некоторые из них были в медицинских масках.
– Что они говорили? Как себя вели?
– Они просто стояли на выданном нам участке. На просьбы отойти говорили, что и так уже стоят в сторонке. Что якобы они приехали помянуть кого-то. А когда копщики ИП Воробьёва пытались копать замёрзшую землю, молодчики мешали им, подставляя ноги.