В Молдавии в воскресенье прошли парламентские выборы. От них зависит очень многое. Они могут положить конец 10-летнему политическому кризису, в который страна погрузилась после победы так называемой «сиреневой революции» в апреле 2009 года, или привести к новой революции, хаосу и смуте. Все будет зависеть не только от того, как проголосуют, но и «как посчитают»: в случае массовых фальсификаций народ может выйти на улицы.
Молдавия живет в условиях перманентного политического кризиса с весны 2009 года, когда массовые беспорядки с погромами правительственных зданий в центре Кишинева положили конец правлению компартии Владимира Воронина. В стране воцарилась «проевропейская» коалиция.
Известно, что если несколько голодных крыс посадить в одну клетку, то между ними неизбежно возникнет внутривидовая борьба, в результате которых самая сильная крыса уничтожит остальных. В правящей коалиции Молдавии такой крысой оказался олигарх Влад Плахотнюк, лидер Демпартии и давний деловой партнер Петра Порошенко. Он победил во внутривидовой борьбе среди евроинтеграторов, а своего самого сильного конкурента, лидера либерал-демократов Влада Филата, даже посадил в тюрьму на 9 лет. И теперь он является теневым хозяином Молдовы, в его руках и парламент, и правительство, и суды, и спецслужбы.
Не согласны с таким положением дел только молдавские избиратели. Несмотря на подписание договора об ассоциации с ЕС и долгожданный «безвиз», положение в стране продолжает ухудшаться. Поэтому растет популярность левых. В 2016 году в стране всенародным голосованием был избран президент-социалист — лидер Социалистической партии Игорь Додон. Однако до сих пор он не имел возможности проводить свой курс, поскольку в Молдове полномочия президента сильно ограничены, а правительство и парламент находятся под контролем Плахотнюка. Эта ситуация может измениться, если социалисты победят на выборах.
Эту предвыборную кампанию в самой Молдове называют «одной из самых грязных». Она проходила на фоне многочисленных скандалов, в том числе и международных. В Молдавию не пропустили несколько съемочных групп российского ТВ. В кортеж президента в канун голосования врезался автомобиль (к счастью, никто не пострадал). Был отстранен от работы в составе миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами российский наблюдатель Александр Кобринский. История загадочная. В ОБСЕ заявляют, что Кобринский нарушил кодекс поведения наблюдателей. Сам он полагает, что его отстранили за посты в социальной сети Фейсбук. Например, 16 февраля он опубликовал такой пост: «Понял, почему Правительство Молдавии, да и других постсоветских государств, больше ориентируется на коллективный Запад и «недолюбливает» Россию! Дело-то в том, что Запад дает ГРАНТЫ и КРЕДИТЫ, а их можно спокойно украсть!». А чуть позже — фото разбитых дорог с подписью: «Молдавия. Февраль 2019. Евроинтеграция». Зато наблюдателем на выборах зарегистрировался посол США в Молдавии.
Однако главный скандал по традиции был связан с «рукой Москвы». В день голосования спикер парламента Молдавии, вице-председатель Демократической партии (председатель — Плахотнюк) Андриан Канду заявил о вмешательстве РФ в избирательный процесс посредством «амнистии мигрантов». Речь идет о договоренности между Путиным и Додоном о том, что с 1 января по 24 февраля 2019 года действует «амнистия» для граждан Молдавии, нарушивших сроки пребывания в РФ.
Президент Молдавии Игорь Додон, в свою очередь, обвинил правящую Демократическую партию и ее лидера Плахотнюка в фальсификациях. По его информации, Плахотнюк «покупает» голоса жителей Приднестровья с молдавскими паспортами, которых организованно подвозят на участки. Оппозиция уже заявляет о возможном непризнании итогов голосования. Напомним, что в интервью «МК» президент Додон заявил, что он является противником революции, однако в случае массовых фальсификаций не исключает уличных протестов.