Завотделением травматологии в Кыштыме Николай Тарасов, который занимается собственным расследованием тайны гибели группы Игоря Дятлова, призывает срочно эксгумировать тела жертв трагедии, произошедшей в окрестностях горы Холатчахль в 1959 году. Тарасов считает, что туристы погибли от токсичного воздействия паров и капель серной кислоты, которые появились в результате температурной инверсии от выбросов. Погибшие, по его версии, осознавали, что не смогут спастись, выбегая из палатки раздетыми в лютый мороз. Но так действовать их заставил инстинкт самосохранения. «МК» поинтересовался у судмедэксперта со стажем, возможно ли через 60 лет найти подтверждение этой версии, или опровергнуть ее?
В подтверждение своего предположения Николай Тарасов приводит собственный опыт, когда его супруга во время работы в теплице подожгла серную шашку. Тарасов сразу же ощутил ее «ужасное раздражающее воздействие, сильный кашель». И попытался сразу же выбраться из теплицы. По его мнению, если добавить к этому воздействию высокую влажность, которая могла иметь место во время трагедии, то оно еще усилилось бы. На эксгумации Тарасов, в частности, настаивает и потому, что считает, что останки погибших в ночь трагедии могли подменить.
Доктор медицинских наук, профессор Юрий Пеголкин сомневается в том, что спустя так много времени эксгумация тел погибших (если верить, что никакой подмены не было, – «МК») даст ответы на вопросы, которые ставит версия Тарасова.
– Я думаю, что кроме каких-то механических повреждений на скелетах, экспертиза ничего не обнаружит, – говорит Юрий Пеголкин.
– А вообще скелеты, вы считаете, для этого достаточно сохранились?
– Конечно.
– Какие вещества еще можно обнаружить в костях? Следы воздействия вредных паров и серной кислоты, например, можно?
– Нет, конечно. Можно обнаружить какие-то тяжелые металлы. Например, свинец. А вообще, мне все это кажется очередной спекуляцией на громком деле, даже комментировать не хочется.
– Что тогда, на ваш взгляд, может еще предпринять следствие, чтобы дать окончательный ответ на вопрос: могло ли стать причиной гибели группы воздействие каких-то технологических выбросов?
– Следствию, я считаю, нужно заняться закрытыми, засекреченными материалами тех лет. Там, я уверен, вся документация осталась. Нужно проверить, что было в том районе — что там происходило, захоронения каких веществ там были. И не надо ничего вскрывать и никого эксгумировать. Имеющейся инфомации, я думаю, вполне достаточно, чтобы сделать правильные выводы.