В Госдуме случился еще один громкий скандал. На этот раз политический, и инициатором выступили не какие-нибудь разоблачители той или иной неуемной активности депутатов, а сам спикер Вячеслав Володин. «Героем» же скандала оказался выступавший на заседании Думы министр экономического развития Максим Орешкин. Что не поделили сидящие на разных ветвях власти?
Доклад Орешкина на «правительственном часе» 6 марта в Государственной думе был сорван. Лично спикером. Володин прервал выступление министра: «У нас с вами тема о приоритетах социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и о ходе реализации национальных проектов. Так что нам необходимо строить разговор совершенно конкретный, исходя из задач выполнения национальных проектов помесячно». И еще раз: «В первую очередь хотелось бы поговорить о реализации национальных проектов и госпрограмм». Прозвучало как выволочка школьного учителя нерадивому двоечнику, не выполнившему домашнее задание. Орешкин получил месяц на «переэкзаменовку».
Что же настолько не понравилось Володину в том, что и как рассказывал Орешкин? Речь шла о среднесрочном прогнозе ВВП, министр считает, что в 2021 году рост российской экономики может подняться до 3,1% и тем самым, возможно, превысит рост мировой экономики. Орешкин говорил о цифрах инфляции, о прогнозе валютного курса рубля, в текущем году доллар, кстати, в среднем, по оценке МЭР, будет стоить 66 рублей. Министр говорил именно о том, чем в первую очередь и занимается министерство.
Володин же хотел услышать, каковы приоритеты социально-экономического развития и, главное, «помесячный ход реализации нацпроектов». Но по рангу ли ждать четкий ответ на подобный запрос от министра, пусть и руководителя «сводного министерства»? Выполнение нацпроектов — зона ответственности всего правительства. И если в Думе не услышали ход «выполнения национальных проектов помесячно», то это камень в огород не столько Орешкина, сколько вице-премьеров, и прежде всего премьера Дмитрия Медведева.
Орешкин оказался удобной мишенью, стреляли же не столько по нему, сколько по правительству. И для Володина, скорее всего, учиненный скандал был не импровизацией, спонтанной реакцией на выступление нерадивого министра, а «домашней заготовкой».
Орешкин, впрочем, и сам изрядно подставился. Но не в Думе. 4 марта он сделал нашумевшее заявление. Министр сказал: «Работа президента любому управленцу точно была бы интересна с точки зрения сути и содержания». Многие поняли Орешкина так, что он сам хотел бы стать президентом. Министру пришлось оправдываться: «Мне до уровня Президента как до луны». Именно так и написал на своей странице в Фейсбуке: «президент» с большой буквы, а «Луна» с маленькой.
Но у бдительных наблюдателей, уже наэлектризованных ожиданием 2024 года, осадок остался. Орешкина резко поставили на место.
А о том, как «помесячно реализуются нацпроекты», депутаты узнают (если узнают) через месяц.