ЦБ оставил ключевую ставку без изменений — 7,75%. При столь высоком показателе получение кредитов на развитие предприятий, ориентированных на внутренний рынок, весьма затруднительно. Зато такая ставка приманивает спекулянтов на рынок российских облигаций, что способствует укреплению рубля.
Одним из главных факторов, влияющих на уровень ключевой ставки ЦБ, является инфляция. И сейчас наблюдается редкий случай — действительность оказалась лучше мрачных прогнозов. Центробанк в пояснительном пресс-релизе с облегчением выдохнул: «инфляция складывается несколько ниже ожиданий». Она хоть и разогналась, подстегнутая повышением НДС, но все-таки не до двузначных цифр — в марте до 5,2%. Ее неожиданно примерное поведение позволило регулятору даже улучшить свой прогноз: на конец года он ожидает инфляцию в 4,7–5,2% вместо прежних ориентиров 5–5,5%. А в первой половине 2020 года ЦБ ждет возвращения этого показателя к отметке 4%.
Столь обнадеживающая перспектива, по идее, должна придавить ключевую ставку вниз. Однако, рапортуя о победе над инфляцией, Центробанк признает: «Тем не менее отложенные эффекты могут проявляться в ближайшие месяцы». По его мнению, «в полной мере влияние НДС на инфляцию можно будет оценить во II квартале текущего года», а пик разгона цен придется на март-апрель. Верхняя точка пика в релизе не уточняется, но в более ранних высказываниях представители ЦБ не исключали скачок до 6%. Этими ожиданиями ЦБ и объясняет свою осторожность относительно ключевой ставки.
Однако — на радость экономическому сообществу — Банк России «допускает переход к снижению ключевой ставки в 2019 году». Почему специалисты так ждут понижения ставки? Да потому, что появится возможность развивать производство: вслед за снижением ключевого индикатора ЦБ вниз идут и банковские ставки по кредитам. И, кстати, не только для предприятий, но и для населения тоже.
Нынешний высокий уровень ставки делает российские гособлигации сверхдоходными в глазах иностранных биржевых спекулянтов, объясняет аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Сравните: ставка на американском рынке (их регулятор на днях тоже оставил ее без изменений) составляет 2,25%, наша — 7,75%. Почувствуйте разницу в возможных доходах! Иностранцы уже распробовали: за февраль их доля на рынке наших облигаций выросла с 24,4% до 25,5%. Поскольку российские облигации продаются за рубли, иностранные спекулянты предъявляют на них высокий спрос. Как следствие, наша валюта становится популярной. По оценке старшего аналитика «Финам» Сергея Дроздова, рубль может укрепиться и до отметки 62.
Однако удар по рублю может прийти откуда не ждали. По мнению аналитика, аномальный рост американского биржевого рынка, наблюдаемый в последние месяцы, неизбежно — и до конца года это точно произойдет — сменится коррекцией (так элегантно биржевики называют обвал). В результате чего пикируют и сами эти валюты. По оценке эксперта, в результате западного биржевого обвала значение рубля относительно доллара может взлететь до отметки 69.