Задержанного в четверг основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа поместили в тюрьму строгого режима близ Лондона. Учреждение Белмарш известно тем, что там наряду с обычными преступниками держали особо опасных террористов. Британским правоохранителям предстоит решить, куда экстрадировать задержанного: в Швецию или США. От этого может зависеть его жизнь, ведь добровольным пленником эквадорского посольства он стал из страха получить смертный приговор в Америке. Главный редактор канала Russia Today Маргарита Симоньян рассказала «МК» о том, как познакомилась с Ассанжем и может ли он надеяться на справедливый суд.
В субботу, 13 апреля, группа британских парламентариев направила письмо в правительство с требованием экстрадировать Ассанжа в Швецию. В 2010 году в скандинавской стране на него было заведено дело о сексуальном насилии. В 2017 году оно было прекращено, но основатель WikiLeaks посольство Эквадора не покинул. Недавний арест произошел в связи с запросом на экстрадицию Ассанжа со стороны США, а также за нарушение условий выхода под залог. Запроса об экстрадиции со стороны Швеции пока не поступало, но местная прокуратура уже получила просьбу о возобновлении дела против Ассанжа.
А пока лондонские судьи думают, кому выдать интернет-диссидента, он содержится в тюрьме Белмарш. Об этом агентству Bloomberg рассказал его друг Вон Смит. Это учреждение было прозвано «британским Гуантанамо»: среди его особо опасных «постояльцев» — «правая рука» Усамы бен Ладена Абу Катад и террористы-смертники, пытавшиеся устроить взрывы в общественном транспорте Лондона.
Единственный плюс по сравнению с добровольным заключением Ассанжа в эквадорском посольстве: в тюрьме ему будет доступна медицинская помощь. Последние семь лет он был ее лишен. В результате состояние основателя портала утечек шокировало его близких. Его отец Джон Шиптон, проживающий в Австралии, поделился с местным изданием The Herald Sun: «Я видел, как они тащили его вниз по ступенькам. Он выглядел нехорошо. Мне 74 года, а ему 47, и я выгляжу лучше. Это такой шок».
Беспокоятся за судьбу Ассанжа и в России. В 2012 году он вел личную программу под названием «Мир завтра» (The World Tomorrow) на российском телеканале Russia Today. Его главный редактор Маргарита Симоньян рассказала «МК», как возникла идея передачи и может ли она вернуться на экраны.
— Считаете ли вы, что Ассанж может надеяться на справедливый суд?
— Разумеется, мы надеемся на лучшее, но ни о какой справедливости здесь не может быть и речи. Ассанжу не могут простить, что он открыл миру глаза на чудовищные преступления. Он рассказал про пытки в Гуантанамо, за которые Америка оправдывается до сих пор, опубликовал огромный массив американских дипломатических депеш, вскрывших коррупцию во всем мире, обнародовал запись расстрела гражданских лиц и журналистов в Ираке, который покрывали американские военные. Не говоря уже о политических историях — слитой переписке кандидата в вице-президенты США Сары Пэйлин в 2008 году и письмах Демократической партии в 2016 году. Ассанж сам предвидел, что с ним произойдет. Много лет назад он рассказывал, что новый президент Эквадора его выдаст, а Британия экстрадирует его в США, где его ждет безумный срок в тюрьме, если не смертная казнь.
— Как возникла идея личной передачи Ассанжа на RT The World Tomorrow? Как вы оцениваете то, что в итоге получилось, и как шла совместная работа с Ассанжем над этим проектом?
— Я познакомилась с Ассанжем восемь лет назад, когда он был еще под домашним арестом. Он тогда жил в доме у друга, в деревеньке под Лондоном. Мы уходили гулять в лес — потому что он боялся прослушки — и много говорили о том, как устроен мир, кем он управляется, как за всеми нами следят. Идея вести авторское шоу на RT, если я верно помню, принадлежала самому Ассанжу. Наши ребята летали к нему в Лондон, думали над форматом, обсуждали подробности. Шоу вышло блистательным, это признало даже жюри New York Festivals — телевизионного конкурса, который проходит в Америке.
— Готовы ли возобновить передачу, если Ассанж окажется на свободе?
— Если Ассанж окажется на свободе — мы будем счастливы. Само собой, возобновим программу, если у него будет такая возможность.
— Вы знаете Джулиана много лет. Как вы считаете, может быть правдой то, что о нем говорят сотрудники эквадорского посольства (он якобы вел себя неподобающе)?
— Послушайте, распространять эти анонимные гадости о человеке, который изменил мир к лучшему, открыв человечеству глаза на чудовищные преступления, и теперь за это, скорее всего, проведет жизнь в тюрьме, — неприлично и стыдно.