Белоруссия «вынужденно приостановила» поставки нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии. Официальную причину — поступление «грязной» российской нефти озвучил заместитель гендиректора Белорусской нефтяной компании (БНК) Сергей Гриб. По его словам, контрактные обязательства приостановлены «до момента решения вопроса с российской нефтью». Эксперт «МК» рассказал, какого решения вопроса добивается Минск и сыграют ли на руку белорусской стороне перебои с поставками нефти.
Из-за загрязнения российской нефти белорусские НПЗ сократили объем нефтепереработки. Теперь им якобы не хватает топлива для своих нужд: в стране стартовала посевная, сообщили в БНК. Заражение нефти в России подтвердили, оно произошло в Самарской области, то есть в десятках километров нефтепровода от белорусской границы. Сырье идет по международному нефтепроводу «Дружба», оператором магистральных нефтепроводов в России является компания «Транснефть».
Это не первый «камень в огород» России от Белоруссии за последние дни. Ранее Александр Лукашенко заявил, что страна должна срочно реконструировать нефтеперерабатывающие заводы, чтобы бюджет смог пополняться доходами от нефтяной промышленности. И тогда не надо будет «ходить с протянутой рукой» к России.
Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов объяснил причину нового выпада Минска в сторону Москвы: «Если в начале претензии Белоруссии в отношении «грязной» нефти относились в целом к поставкам российского сырья, то сейчас речь идет о поставках от частной компании — оператора нефтепроводов. В данном случае зафиксировано оказание вреда оборудованию Мозырского НПЗ.
Российская компания, в свою очередь, признала факт наличия загрязнения в поставках Белоруссии. В этой плоскости неясным остается каким образом загрязненная сырая нефть смогла попасть на белорусский НПЗ, при этом миновав все необходимые проверки со стороны внутренней белорусской инфраструктуры.
С учетом наличия давних планов Белоруссии по модернизации данного НПЗ и других заводов, о чем говорил Лукашенко, можно предположить, что Минск ждет компенсации от «Транснефти» и эти средства пойдут как раз на выполнение данных работ. Компания же вряд ли будет эскалировать ситуацию и, скорее всего, попытается нормализовать поставки, устранив источник загрязнения нефти».