Скандал вокруг загрязненной российской нефти, поступавшей в апреле по трубопроводу «Дружба» в Европу, разгорается с новой силой. Ряд импортеров, в частности французская Total и итальянская Eni, отказался платить за некачественное сырье, требуя компенсации, которая оценивается в сотни миллионов долларов. Помимо этой суммы Белоруссия требует от России выплатить $100 млн в виде штрафа за перебои с поставкой «чистой» нефти. Между тем «грязное» сырье все же не останется без хозяина — как сообщает Reuters, биржевые трейдеры уже начали сбывать первые некондиционные углеводороды в Китай.
О том, что западноевропейские государства, получающие «черное золото» из России по белорусским трубопроводам, продолжат давить на Москву и предъявлять нашей стране очередные штрафные санкции, стало понятно 17 мая, когда Total приостановила работу своего нефтеперерабатывающего завода в немецком городе Лойн. Заморозка мощностей была необходима для проведения проверок в связи с загрязнением сырья, доставленного по нефтепроводу «Дружба». Остановленные установки предполагалось запустить 20 мая, но вместо этого французская компания совместно с присоединившейся к ней итальянской Eni заявили, что не станут рассчитываться с российскими поставщиками, пока не получат компенсацию за некачественное сырье, закупленное в этот период.
Как утверждают российские чиновники, Москва и Минск стараются восстановить поставки «чистого» сырья по трубопроводу «Дружба». В частности, украинский магистральный оператор «Укртранснафта» возобновил прием российской нефти на белорусской диспетчерской станции «Мозырь». Окончательный план действий, по словам представителя вице-премьера Дмитрия Козака, Ильи Джуса, стороны согласуют «в ближайшее время».
В такой ситуации международные нефтяные торговцы пытаются найти применение тем объемам некачественного сырья, которые уже находятся в европейских нефтехранилищах и мешают возобновлению экспорта «черного золота» в прежних объемах. По данным Reuters, крупные трейдеры, Vitol и Unipec, начали осуществлять услуги по продаже «грязной» нефти китайским покупателям. Для начала компании намерены отправить в Поднебесную около 700 тыс. тонн из тех 5 млн тонн, которые Россия перекачивала через Белоруссию в апреле. Первый танкер Sonangol Rangel вышел 15 мая из датского порта Скаген в сторону китайского Инкоу.
Впрочем, как полагает замглавы ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова, продавать «грязную» нефть придется с дисконтом в 30–35%. В связи с этим вместо $530 млн, которые можно было бы выручить на такой сделке, если бы сырье подходило по качеству, углеводороды будут реализованы дешевле на $130–160 млн. Есть основания полагать, что неполученную прибыль европейцы выставят России в качестве компенсации — и эта сумма прибавится к тем $100 млн, которые намерен потребовать от Москвы Минск.
Между тем ущерб нашей страны от инцидента с загрязненной нефтью может оказаться еще больше. В первые месяцы после очистки нефтепровода «Дружба» пропускная способность ряда его участков, работающих в направлении Белоруссии, Украины и Словакии, снизится более чем наполовину. России придется искать альтернативные маршруты поставок для выполнения своих экспортных обязательств, общие затраты на которые могут вылиться в дополнительные издержки в размере $500 млн.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Антон СЕРГЕЕВ, в 2001–2005 годы ведущий химик ОАО «Сибнефть»: «Нефть, содержание органических хлоридов в которой превышает допустимые нормы, нельзя считать безвозвратно испорченным товаром. В сырье, которое стало предметом разногласий России и наших европейских партнеров, присутствие хлоридоорганики составляло 0,15–0,33 промилле при максимально допустимом значении в 0,01 промилле. Хотя такую нефть нельзя переработать в бензин или другие нефтепродукты без применения дополнительных процедур, она продолжает оставаться эффективным топливом. Ее можно переработать — элементарно смешать с чистой нефтью. Для соответствия качеству, требуемого на НПЗ, на одну партию загрязненной нефти нужно минимум 20–30 партий чистой нефти. Только смешав объемы сырья в пропорциях от 1:20 до 1:30, можно получить из смеси с перебором хлоридоорганики очищенный продукт, готовый к использованию на перерабатывающих мощностях.
Для очистки 700 тыс. тонн, которые могут быть проданы в Китай, покупателю придется потратить на приобретение чистой нефти от $960 млн до $1,4 млрд».