Росстат снова сел в лужу. Первый раз это случилось с ним, когда валовому внутреннему продукту за 2018 год был внезапно присвоен рост в 2,3%. Эту «находку» в полный голос оспаривали эксперты, но официально она не отменена. Очередную ошибку, на этот раз завышение роста промышленности за апрель 2019 года, Росстат признал, данные за два дня были пересмотрены и снижены. Но куда деться от афоризма Козьмы Пруткова: «Единожды солгавши, кто тебе поверит?»

Ошибиться может каждый. Важны ответы на вопросы, почему появляются ошибки и как к ним относится тот, кто их допустил. История ошибок Росстата поучительна со всех сторон: это и урок того, к чему приводит административный гипноз, и, как ни странно, урок географии, и своеобразная иллюстрация того, что любая монополия опасна.

В чем административный гипноз? Накал напряжения вокруг данных Росстата резко вырос после смены руководства ведомства. Павел Малков, до этого ни дня не проработавший на ниве статистики, сменил опытного профессионала Александра Суринова в канун 2019 года. Причина замены секрета не составляет: министр экономического развития Максим Орешкин публично выражал недоверие данным Росстата, считая их неоправданно пессимистичными, а значит, бросающими тень на деятельность министерства. Сначала Росстат утратил независимость и был подчинен министру экономического развития, а потом Суринов был отправлен в отставку.

В результате ошибок, мягко говоря, меньше не стало. Зато изменился их вектор: теперь о занижении показателей можно забыть, они стали воздушно розовыми. Например, рост ВВП 2018 года был буквально выстроен в стенах Росстата. Одна из его опор — внезапный рывок строительства. В декабре оно прыгнуло вверх на 5,3%, хотя в течение предыдущих 11 месяцев не поднималось выше 0,5%. Эксперты утверждают: так не бывает.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Россия отстала от развитых стран по производительности труда на 40 лет

Однако Росстат поспешил умыть руки, сославшись на данные, поступающие от предприятий. Минэкономразвития попыталось объяснить рекорд разницей в данных об «объеме строительных работ» и «инвестициями в строительство зданий и сооружений». «Это не аналитика, а рисование» — прокомментировали независимые эксперты. Однако итог в пользу Росстата: рост ВВП РФ на 2,3% в 2018 году признан официально.

И вот ведомство Малкова снова «порадовало». Сначала рост промышленности в апреле 2019 года в годовом исчислении был оценен в 4,9%, потом со скандалом снижен до 4,6%. Росстат принес официальные извинения, Орешкин, чье терпение явно на пределе, заявил, что «такие ошибки недопустимы».

Что же произошло? В поисках ответа мы неожиданно оказываемся на уроке географии. Приводившиеся в связи с ростом-2018 натужные объяснения Минэкономразвития о разнице в показателях собственно строительства и инвестиций в эту отрасль касались проектов в Ямало-Ненецком автономном округе, на что прямо указало министерство. Любопытно, что и завышение данных об апрельской промышленности случилось, как заявил уже Росстат, по вине «одного из добывающих предприятий» того же Ямало-Ненецкого округа. Что за заколдованное место? Если вспомнить строительный феномен, то «Новатэк» именно там завершал в конце года сооружение завода по сжижению газа. Что касается апрельского пересмотра, то обращает на себя внимание, что вместе с общим показателем промышленного производства Росстат снизил и показатель роста добычи газа, причем внушительно — с 16% до 2,6%. Статистики не имеют права разглашать информацию предприятий-поставщиков, но ясно, что речь может идти или о «Газпроме», или о том же «Новатэке».

Кто конкретно подставил госстатистику — не так уж важно, гораздо интереснее другое: речь идет о газовой отрасли, а в ней представлены исключительно крупные, известные предприятия, значит, по идее, статистика должна быть четче. Но получается иначе. Следовательно, или газовые гиганты бесконтрольно привирают, или в остальной статистике царит еще больший хаос. Оба варианта, что называется, хуже.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Россиянам рассказали, когда закончится нефть

Росстату пора присвоить имя Федора Тютчева. Умом российскую статистику не понять, остается в нее «верить». Как бы ни относиться к экзерсисам подчиненных Павла Малкова, цифровое зеркало, а это и есть статистика, у нас одно, хоть и кривоватое. А раз так — мы, вынуждены в него смотреться. По-другому и не может быть в условиях госмонополии на статистику.

На недавнем заседании Московского академического экономического форума Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства и госслужбы, назвал главной проблемой России, ее экономики, политики и социальной жизни тот факт, что «никто никому не доверяет». Нет доверия и к источнику, откуда все мы черпаем статистическую информацию. Поэтому ошибка, которую совершил Росстат, хуже, чем преступление.

Источник

ДОБАВИТЬ ТОП ОБЪЯВЛЕНИЕ: ПОДРОБНЕЙ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x