ПМЭФ является смотром позиций, формирующих маршрут нашего движения в будущее. Это дискуссии: чем они острее, тем отчетливее стоящие проблемы. А в них нужны модераторы, заставляющие споры искриться от неожиданных аргументов и эмоций. В таких заводилах недостатка нет, но особое место здесь занимает Министр экономического развития Максим Орешкин. Почему его выступления на ПМЭФ могут вызвать особый интерес?

Среди заявленных на ПМЭФ тем едва ли не центральная сформулирована так: «Российская экономика: реализуя цели национального развития». Тема не узкоспециальная, экономический рост — база решения задач, поставленных в майском указе Владимира Путина. Понятно, что ключевым спикером по этой теме должен стать министр экономического развития. Он же заявлен в качестве ведущего выступающего и по таким темам, как «Инструменты участия бизнеса в проектах национального развития», «Интеграция vs. протекционизм: роль институтов развития в формировании единого экономического пространства Большой Евразии» и другие. ПМЭФ вообще может стать бенефисом Максима Орешкина. Готов ли министр к такой роли?

Он не раз, в том числе и на прошлогоднем заседании ПМЭФ, обсуждал поставленную президентом задачу вывода российской экономики на пятое место в мире к 2024 году. Очевидный вывод: за предстоящий шестилетний срок рост России на 4% должен превысить рост Германии. Реальна ли поставленная задача?

Раз президент ее поставил, сомнения у чиновников должны отпасть, решение должно быть найдено. Тем более что с 2010-го по 2014 год включительно Россия уже была на пятом месте, да и экономика Германии сверхвысокими темпами не отличается. Но МВФ, например, в то, что Россия обгонит Германию, не верит. По его прогнозам, российская экономика в мировой табели о рангах будет не подниматься вверх, а опускаться вниз. Фонд опирается на текущие откровенно вялые темпы роста ВВП РФ.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Помидоры и капуста резко подорожали

Вот неожиданное решение Максима Орешкина. Экономика РФ растет медленнее среднемировых темпов. Но разница объясняется прежде всего демографической ситуацией. Орешкин предлагает для сравнения другой показатель: «темп роста ВВП на человека в возрасте 15–64 лет». И тогда, по его расчетам, получается, что Россия уже обгоняет развитые страны, включая Германию.

При креативном подходе задача, поставленная президентом, если не уже решена, то точно успешно решается даже при текущих темпах роста, рассчитываемых обычным способом. Так что острота проблемы тех самых «поисков стимулов роста», чему будет посвящена центральная часть ПМЭФ, снимается.

Правда, все это очень похоже на школярский подгон под ответ и не может заменить необходимость разработки новой не экспортно-сырьевой модели экономического роста. А вот с этим у российской экономики и у министра ее развития явно не ладится. Совсем недавно он высказался о необходимости «жертвовать настоящим ради роста ВВП». Особую пикантность такой «необходимости» придает признание Орешкина: модель необходимого России экономического роста «пока» не сформирована. Так что «сработает» ли «жертва», даже если она последует, министру, отвечающему за создание той самой модели экономического роста неизвестно.

Когда его смелое высказывание стали интерпретировать в том смысле, что министр призывает ради ускорения роста экономики пожертвовать социальными расходами, Орешкин заявил прямо противоположное: «Необходимо двигаться по пути дальнейшего снижения бедности и дифференциации доходов».

Разворот министр объясняет так: социальная жертва — из китайского опыта, для РФ это «не метод». Зачем тогда надо было поднимать вопрос о «жертве настоящим» ради роста экономики, так и осталось непроясненным. Хотя версия есть. Министр дал понять: если кто-то хочет экономических темпов как в Китае, то вот социальная цена таких темпов.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Когда подорожает хлеб: в отрасли обострился системный кризис

Вопрос же о том, что ради чего — экономика для людей или все на алтарь экономического роста, который, заметим, в начале 2000-х в России был более чем впечатляющим, однако решения социальных проблем так и не обеспечил, остается. Новый призыв Орешкина перестраиваться с потребительского на инвестиционное кредитование означает, что новая модель без жертв со стороны населения не обойдется. А принесет ли рост экономики, если он все-таки наступит, в чем министр пока никак не убедил, решительное движение к большей социальной справедливости, никто не гарантирует.

Так что сомневаться в том, что заинтересованная аудитория Орешкину на заседаниях ПМЭФ обеспечена, не приходится.

Источник

ДОБАВИТЬ ТОП ОБЪЯВЛЕНИЕ: ПОДРОБНЕЙ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x