Кристен Соренсен было 55 лет, когда она была парализована от шеи в прошлом году.
“Она появилась из ниоткуда”, – говорит Соренсен. “Я была в порядке и тренировалась каждый день, но это началось с покалывания в кончиках пальцев, а потом прогрессировало”.
В октябре 2018 года ей поставили диагноз синдром Гийена Барре, редкое заболевание, которое поражает нервную систему организма, она никогда не ожидала, что снова будет ходить.
Но в начале того же года в Киберническом лечебном центре Брукса в Джексонвилле, штат Флорида, впервые в США была применена уникальная реабилитационная технология, разработанная в Японии – гибридная ассистивная лимба (HAL).
HAL – по сути, носимый киборг – помогает людям с травмами позвоночника и мышечной дистрофией восстановить свои движения и укрепить нервы и мышцы. Известные как экзоскелеты, они представляют собой тип легкого костюма с суставами, приводимыми в движение небольшими электродвигателями, которые служат механической мускулатурой.
Вот что по-настоящему умопомрачительно: Пациенты используют свои мозговые волны, чтобы контролировать их.
Когда Соренсен услышала о контролируемом мозговыми волнами экзоскелете, который был разработан японским робототехником Ёсиюки Санкаи, она поняла, что должна попробовать. Она была полна решимости прогуляться на свадьбе дочери несколько месяцев спустя в декабре.
Но выгоду получат не только инвалиды и раненые. К 2050 году, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), будет более 2 миллиардов человек старше 60 лет, и экзоскелеты могут предложить решение проблемы старения населения мира.
В будущем, когда человеческое тело будет износиться с возрастом, экзоскелет, приводимый в действие активным умом, может помочь людям оставаться на ногах.
Согласно данным исследовательской компании “Рынки и рынки”, при наличии такого огромного потенциала мировой рынок медицинского экзоскелета к 2023 году составит около 2,8 миллиардов долларов.
Пользователи, сидящие за рулем
Когда Соренсен впервые попробовал HAL, она едва могла передвигаться по плоским поверхностям.
Обученный физиотерапевт в Центре Брукса помог ей надеть HAL на талию и брюки, подключив ее к датчикам, которые помогают улавливать слабые биоэлектрические сигналы на поверхности кожи, которые сообщают о намерении пациента двигаться. Как только Хол получает эти сигналы, он помогает поддерживать движения пациента.
Кристен Соренсен было 55 лет, когда она парализовалась от шеи вниз в 2018 году.
Кристен Соренсен была 55 лет, когда она стала парализованной от шеи вниз в 2018 году.
Но вы не можете просто надеть Хол и ожидать, что она будет спринтером в считанные секунды. Реабилитация требует времени, решимости и помощи физиотерапевта и ремня веса тела, который обеспечивает пациентам поддержку и держаться в вертикальном положении, пока они используют HAL на беговой дорожке. Во время тренировки физиотерапевты ведут журнал движения каждого пациента и используемых настроек – от ходьбы до пробежки. Они могут следить за движениями пациента и соответствующим образом корректировать настройки, чтобы их движения проходили более естественно.
Соренсен говорит, что сначала было ощущение, что ХАЛ выполняет большую часть работы, помогая своим мышцам делать небольшие движения ногами, имитирующие естественную ходьбу, но затем она все чаще оказывается на водительском сиденье.
“После первых двух раз, твой мозг подключился к ХАЛу, и я видела, что сама двигаю ногами”, – говорит она. “Это было просто невероятно – мое сердце просто разрывалось”.
Кристен Соренсен была полна решимости пойти на свадьбу дочери.
Она преодолела паралич, тренируясь с Холом.
Обычно для того, чтобы пациенты привыкли к ХЭЛу, нужно, чтобы сенсоры и мозг начали работать вместе, по словам Санкай, у тех, у кого проблемы с подвижностью менее серьезные, чем у Соренсена, от двух до десяти раз. Но после почти 40 тренировок, каждая из которых длилась полтора часа, Соренсен снова встал на ноги, хотя и при поддержке ходунки. Она добралась до свадьбы своей дочери.
В настоящее время экзоскелеты Санкай помогают пациентам восстанавливать движения мышц в Японии, на Филиппинах, а также в Германии и Польше.
Технология навсегда
Мозг ХАЛа – очаровательный миллиардер-роботик Санкай. Он возглавляет японскую компанию Cyberdyne, основанную в 2004 году, где его видение заключалось в создании этих “носимых киборгов”, предназначенных для “слияния человека, машины и информации”.
И хотя название фирмы Sankai, наверное, напоминает страшную Cyberdyne Technologies, создавшую зловещих роботов в американском научно-фантастическом блокбастере “Терминатор”, японский робототехник хочет создать технологию не для войны, а для мира и реабилитации.
Йошиюки Санкай хочет пополнить человечество своими экзоскелетными устройствами.
Йосиюки Санкай хочет дополнить человечество своими экзоскелетными устройствами.
В 1960-е годы, когда Санкаю было 9 лет, он открыл для себя “Я, робот” писателя-фантаста Исаака Асимова и очаровался позитивным применением технологий. Он решил заняться инженерным делом в Университете Цукубы в Японии. В 1998 году Санкай сделал свой первый прототип HAL, который стал первым в мире, и провел последующие десятилетия, перерабатывая продукт в гладкий, легкий вариант сегодняшнего дня.