«Сапожник без сапог» — эта поговорка как нельзя более точно характеризует ситуацию на российском рынке газа. С одной стороны, наша страна наращивает свою топливную экспансию на зарубежные рынки, несмотря на многочисленные геополитические препятствия. Трубопроводы «Северный поток‑2» и «Турецкий поток» должны заработать уже в начале будущего года. Ввод их в эксплуатацию станет историческим событием — Москва практически на сто процентов избавится от зависимости от украинского транзита в Европу. Однако, ориентируясь на экспортные поставки, Россия до сих пор не может обеспечить собственное население «национальным достоянием» — газом. Темпы газификации в нашей стране растут чересчур медленно. До сих пор многим сельским жителям зачастую выгоднее ходить в лес по дрова, чтобы согреть свою семью, нежели платить за подключение к снабжению жилища «голубым топливом».

Тема газификации России была поднята совсем недавно — на мартовской встрече президента Владимира Путина с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Последний попытался нарисовать позитивную картину, сообщив, что поставки газа отечественным потребителям в прошлом году выросли на 5,5%, или на 12,8 млрд кубометров. А на вопрос главы государства, насколько доступнее станет «голубое топливо» российскому населению в этом году, Миллер, не задумываясь, ответил, что внутреннее обеспечение газом вырастет на 1%. «В любом случае в течение максимум десяти лет мы можем выйти на такой уровень газификации, который бы позволил сказать, что этот вопрос в России полностью решен», — пообещал президенту руководитель «Газпрома».

Заявление обязывающее. Но насколько реально выполнение подобной задачи? По словам Миллера, на начало 2019 года средний уровень газификации в России составил 68,6%: в городах он побольше — 71,3%, в сельской местности поменьше— 59,4%. То есть получается, что на дворе давно уже XXI век, а практически треть населения России — страны с самыми большими в мире запасами газа — этого самого газа в своей повседневной жизни лишена. При этом Алексей Миллер заметил, что по трубам «голубое топливо» абсолютно все не получат и через 10 лет — в любом случае многим сельским поселениям придется довольствоваться исключительно локальной газификацией. И это при том, что глава «Газпрома» называет работу с российскими потребителями «безусловным приоритетом» своей компании.

Баллоны смерти

Россияне, главным образом сельские жители, возмущены таким раскладом: почему страна, занимающая за счет поставок газа почти 37% в европейском энергобалансе, не способна обеспечить доступным сырьем собственное население? Миллионы наших соотечественников до сих пор для приготовления пищи и отопления жилья вынуждены покупать газовые баллоны и регулярно их заправлять, что приводит, помимо прочего, к дополнительным затратам домохозяйств — как правило, небогатых — на транспортировку. Причем далеко не все топливные станции соглашаются на заправку старых газовых баллонов — это действительно опасно как для самих заправщиков, так и для тех, кто таким топливом пользуется. По данным из открытых источников, только в 2018 году в разных уголках страны было зарегистрировано более 300 случаев взрывов баллонов с крайне неприятными последствиями: повсеместно происходили пожары, унося жизни людей, уничтожая квартиры, дома и даже целые кварталы, нанося непоправимый урон имуществу.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Депутат Дегтярев предложил запретить «девяток» яиц и «недолитр» молока

У всех в памяти резонансные случаи взрывов газа с многочисленными жертвами в Магнитогорске, Шахтах, Красноярске. Но вот краткая хроника газовых ЧП просто выбранного наугад периода: августа-сентября прошлого года. Взрыв бытового газа в жилом одноэтажном доме населенного пункта Улукулево в Башкирии. Произошло обрушение двух квартир, два человека погибли, еще двое пострадали. Пожар из-за взрыва газового баллона в женском монастыре деревни Красная Горка Пермского края, погиб священник. При взрыве баллона в Якутии чудом не пострадали дети. В пожаре под Краснодаром погибли два ребенка. Двухэтажный дом, взятый их родителями в ипотеку, сгорел — взорвался газовый баллон, так как центральное отопление у них отсутствовало… Создается впечатление, что вся страна на пороховой бочке, ну или, если точнее, на газовой утечке.

Впрочем, непосредственной вины представителей «Газпрома» в этих драматических ситуациях нет — многие люди сами пренебрегают правилами техники безопасности, поэтому происходят несчастные случаи. С другой стороны, будь все эти дома и квартиры газифицированы, несчастий почти наверняка не случилось бы. А это уже сфера ответственности нашей газовой монополии.

В «Газпроме» уверены, что часть ответственности за недостаточно высокие темпы газификации страны должны взять на себя регионы. Как утверждает Алексей Миллер, если бы местные власти вели более активную работу по обеспечению строительства внутренних сетей, то уровень обеспечения приусадебных участков россиян газом сейчас бы составлял 65%.

Это подтверждают независимые специалисты. По данным исследования агентства INFOLine, отставание от плана по реализации программы газификации, внедряемой концерном, в прошлом году отмечалось в четырнадцати российских регионах. В некоторых местах — например, в Хабаровском крае, Ставрополье, Камчатке, Дагестане и Карачаево-Черкесии — этот план практически полностью игнорировали.

Администрации субъектов объясняют провал программы газификации высокой задолженностью потребителей и неисполнением обязательств по подготовке потребителей к приему газа. Это правда: на середину 2018 года общие долги, в частности, северокавказских областей перед сбытовыми организациями «Газпрома» составляли 37 млрд рублей. Собираемость платежей за газ там едва доходит до 60%, тогда как в остальных федеральных округах она не опускается ниже 90%. Можно предположить, что программа газификации застопорилась из-за долгов рядовых потребителей, которым далеко не всегда хватает денег на оплату коммунальных услуг.

Действительно, оклады жителей Северного Кавказа — одни из самых низких в стране: средняя зарплата в Дагестане и Карачаево-Черкесии составляет всего 17–18 тыс. рублей в месяц. Между тем можно вспомнить арест сенатора Рауфа Арашукова и его отца Рауля, занимавшего должность советника главы «Газпром межрегионгаза», обвиняемых в многочисленных махинациях с хищением «голубого топлива» на сумму в 30 млрд рублей именно в тех регионах, где программа газификации не выполняется. Они, по мнению следствия, продавали газ, минуя учетные узлы, и перекладывали долговые обязательства на «мертвые души» — несуществующих граждан и заброшенные объекты недвижимости. В том же подозреваются и несколько руководителей региональных сбытовых и распределительных подразделений, входящих в состав «Газпрома». Если мошенничество по таким схемам будет доказано, то станет очевидно, что в росте просроченной задолженности перед газовой монополией виновны в том числе и нечистые на руку менеджеры самой компании.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Праздники укрепили рубль и нефть: эксперты ждут неприятных сюрпризов

Процент пишем, два в уме

Повышение уровня газификации страны на 1% в год — это тоже неплохо. Масштабная программа «Газпрома» по обеспечению российских регионов «голубым топливом» стартовала в 2005 году. На тот момент совокупный уровень газификации страны составлял всего 54%. За прошедшее время монополия построила почти 2,5 тыс. газопроводов протяженностью свыше 30 тыс. км, обеспечила условия для газификации примерно 4,5 тыс. населенных пунктов, более 5 тыс. котельных и 900 тыс. домовладений и квартир.

В результате уровень газификации в России вырос на 15%. Двигаясь подобными темпами, к 2030 году наша страна приблизится к заложенному в правительственных планах уровню в 85–88%, озвученному ранее экс-замглавы Минэнерго Кириллом Молодцовым. Правда, достигнуть этого результата «Газпрому» вряд ли по силам.

Сделать это будет невозможно по причинам, напрямую не связанным с основной деятельностью монополии. Задача «Газпрома» заключается в укладке трубы до определенного населенного пункта. А непосредственное подключение к сети зачастую ложится на плечи и кошельки самих потребителей. Многие читатели «МК» обращают внимание на проблемы, связанные с подобной трудоемкой деятельностью, и высокие затраты на реализацию этого процесса.

Зададимся вопросом: сколько стоит подключение газа к частному дому? Все действия необходимо разложить по шагам. Сначала желающему довести газопровод до собственного дома необходимо выбрать тип газоснабжения. Когда отапливаемая площадь строения не превышает 250 квадратных метров, то потребление составит не более 5 кубов в час — это наиболее популярный вариант для частного жилья. Однако есть нюансы. Участки, где находятся такие дома, должны располагаться не больше чем в 200 метрах от проложенного трубопровода, и их подключение не станет причиной для создания дополнительных пунктов снижения давления газа.

Счастливчикам, которые находятся в пределах этого отрезка, для окончательной уверенности в получении «голубого топлива» все же придется серьезно раскошелиться. В зависимости от региона, по данным мониторинга «МК», подобные услуги требуют внушительных расходов. Первоначальное оформление заявки, помощь в сборе документов, получение положительного решения о создании локального ответвления оцениваются в 10–60 тыс. рублей. За подготовку проекта, по которому будет происходить газификация, в том числе за вызов специалиста, потребуется еще 5–25 тыс. рублей. Укладка местной трубы выйдет в 1–6 тыс. за квадратный метр. Врезка в газопровод обойдется в 10–20 тыс. рублей, а за проверку готовности газоснабжающей системы придется выложить 2–4 тыс. рублей. «На круг» иной раз выходит до 500 тыс. рублей для тех, кто живет вблизи мегаполисов, и до 200 тыс. рублей тем, кто обитает в провинции (в отдаленных районах стоимость ряда услуг гораздо ниже, чем рядом с крупными городами).

Если кто-то вздумает осуществить подобные работы собственными силами, без оформления соответствующего документа — сделать врезку в газопровод без разрешения, то нарушителю грозит штраф. Частным лицам придется отдать до 20 тыс. рублей, фирмам — до 250 тыс., а чиновники, которые закрыли на это глаза, будут вынуждены расстаться с суммой в 100 тыс. рублей.

В итоге для многих потребителей складывается безвыходная ситуация: даже если под боком уже есть газовая труба, чтобы стать полноценным получателем «голубого топлива», человеку надо будет заплатить зачастую неподъемную сумму в сотни тысяч рублей. А незаконное подключение к системе газоснабжения грозит стать поводом для административного и даже уголовного наказания. Кроме того, такие операции являются основной причиной трагических ситуаций — взрывов, пожаров, гибели людей.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Кудрин прокомментировал слова Путина об экономическом прорыве

На голубом газу

Видимо, именно поэтому обещаний, что необъятная территория России когда-нибудь будет газифицирована на все сто процентов, никто из руководителей добывающей отрасли уже давно не дает. Еще два года назад глава Минэнерго Александр Новак признавался, что отдельные регионы России собственной газотранспортной инфраструктурой никогда обладать не будут.

Такой неутешительный прогноз вызван как объективными причинами, так и аргументами, на которые опираются государственные компании, ответственные за снабжение население «голубым топливом». С ними согласны и частные хозяйствующие субъекты.

Для «Газпрома» расширение поставок за рубеж — основная доходная часть финансовых отчетов. В 2018 году средние цены на газ в центральных регионах России составили $72–74 за тысячу кубометров для промышленности и $57–59 — для населения. Вместе с тем, по словам бывшего замглавы правления «Газпрома» Александра Медведева, отвечавшего до последнего времени в холдинге за экспортную политику, по итогам 2018 года средняя цена поставок сырья «Газпрома» в дальнее зарубежье составила $248. Продажа «голубого топлива» за границу, как следует из статистики Федеральной таможенной службы, в 2018 году в стоимостном выражении выросла почти на треть и превысила $49 млрд. Доходы от поставок внутри страны принесли монополии в 3–4 раза меньше.

Неоднократно выдвигались предложения переложить часть ответственности за газификацию регионов на частные компании. Однако негосударственные компании требуют в обмен преференции — дать возможность увеличить экспортные поставки, которые могли бы несколько нивелировать расходы на укладку и обслуживание внутренних российских линий. Правда, даже на таких условиях нет гарантии, что частные структуры займутся региональной газификацией. Как полагает зам. гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, коммерческие стимулы для подобной работы вряд ли возникнут. Тем более на фоне роста задолженности со стороны промышленных потребителей и рядового населения.

«До сих пор в России можно насчитать более 140 тыс. районов, жители которых вынуждены довольствоваться газовыми баллонами для обеспечения собственных семей теплом и уютом, — говорит начальник аналитического департамента «БКС Премьер» Сергей Суверов. — Это не только отдаленные деревни и поселки, тянуть трубы к которым «Газпрому» невыгодно». Эксперт обращает внимание на то, что многие населенные пункты, расположенные рядом с крупными городами, не исключая и центральную часть страны, также не могут похвастаться собственной газовой трубой. А сумма в 200–500 тыс. рублей, которую необходимо потратить домохозяйствам на подводку «голубого топлива» до жилища, превращает надежду в неосуществимую мечту.

«Зачастую многим сельским жителям дешевле заготавливать дрова. Штрафы на вырубку лесов и распил упавших деревьев в России меньше, чем потенциальные затраты на газ. К сожалению, существует уверенность, что именно таким, традиционным для отечественного быта способом вековой давности, многие россияне, неспособные расплатиться за газ, продолжат вести свое хозяйство в двадцать первом веке», — сделал неутешительный вывод Суверов.

Источник

ДОБАВИТЬ ТОП ОБЪЯВЛЕНИЕ: ПОДРОБНЕЙ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x