На Гайдаровском форуме в Москве выступил с докладом премьер Дмитрий Медведев: он рассуждал об общемировой экономической неопределенности, обвинял в ней США, призывал другие страны встать на путь дедолларизации, а заодно – и цифровизации. По традиции, кроме премьера, главными спикерами на форуме выступают члены экономического блока правительства – от министров по традиции ждут сигналов о том, какой будет социально-экономическая политика государства в наступившем году.

Нынешний Гайдаровский форум — десятый по счету и первый для утвержденного в мае 2018 года правительства. Хоть лица приглашенных членов кабмина и не поменялись (экономический блок почти весь остался на местах), но политическая программа обновилась. Новые «майские указы» и реализующие их национальные проекты – главный ориентир социально-экономической повестки кабмина.

В ней обозначены «три кита», на которых правительство собирается удерживать громаду социального развития. Это демография, занятость и доходы населения, или «социальная триада», как выразилась вице-премьер Татьяна Голикова. На посвященной соцполитике сессии она презентовала те шаги, что собирается сделать правительство в ближайшие пять лет для выполнения нацпроектов.

О том, что на рынке труда происходят радикальные изменения, упомянул Дмитрий Медведев: технологии развивают так быстро, что традиционные профессии устаревают.

Вице-премьер Голикова добавила, что эту проблему усложняет демографическая ситуация. Смертность населения в нашей стране все еще превышает рождаемость, на рынке труда преобладают люди старшего возраста, которые могут быть задействованы не во всех отраслях.

«Эта проблема может быть решена за счет миграции, внешней и внутренней. Сейчас более 73 млн человек проживает в 40 крупнейших городских агломерациях. Центрами экономического роста считаются 25 территорий, на них проживает 20% населения», – отметила Голикова. Это – мало.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Вашингтон собрался разорить ОПЕК

Что собирается делать правительство? Стимулировать отстающие регионы и работодателей в них платить сотруднику больше, тем самым привлекать приезжих из других городов. Иными словами, организовать мобильность трудовых ресурсов.

Один из самых проблемных регионов – Дальний Восток. Вице-премьер рассказала, как ему решили помочь: работодателям ДВФО увеличили размер финансовой господдержки на привлечение сотрудников до 1 млн рублей с нынешних 225 тысяч на человека.

К слову, программа повышения трудовой мобильности действует в России уже давно, на нее выделяются немалые деньги (а теперь – еще больше), однако трудно утверждать, что она пользуется популярностью. О ней вообще мало кто слышал. И это еще одна проблема, которую признала Голикова: в стране достаточно развита система соцподдержки, но до адресатов информация об этом не доходит.

«За видами соцпомощи обращаются 20% малоимущих граждан. Это свидетельствует либо о том, что социальную поддержку у нас получают не те, либо, наверное, о недоступности сервисов, которые представляют информацию о социальных услугах», – сказала она, добавив, что правительство занялось модернизацией этих сервисов.

Займется кабмин и трудоустройством предпенсионеров. Но сначала их переобучат, чтобы те отвечали потребностям экономики. Специальную программу образования предпенсионеров правительство приняло 30 декабря 2018 года, она предполагает повышение квалификации 75 тыс россиян ежегодно. «Основным активом на ближайшие годы остается человеческий капитал, мотивирующим фактором – доходы населения», – отчеканила Голикова, не отрываясь от страниц своего доклада. А еще, по ее словам, власти начнут стимулировать удаленную работу, занятость на дому, самозанятость.

Кроме того, власти решили пересмотреть подходы к измерению бедности. Это неожиданно, потому что объективность официальной статистики всегда мало заботила государство.

Голикова рассказала, что к 2020 году правительство может перейти на более современные стандарты измерения бедности, над новым подходом корпит специально созданная рабочая группа. Сейчас бедными считаются те, чей доход ниже прожиточного минимума – их чуть более 13% населения.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  «Прирастать Арктикой» нельзя без господдержки

«Прожиточный минимум был введен в 1992 году как временная мера на период экономической стабилизации», – напомнила вице-премьер. Впрочем, в исследовательских целях бедность в России измеряют по-другому, методом депривации – это когда сами люди признаются с проблемами с деньгами.

Занимающаяся темой Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, сообщила Голиковой, что сами себя бедными считают 22-25% россиян. «Когда мы понизим абсолютную бедность, а субъективная не понизится, можно ли считать указы президента по сокращению бедности выполненными?», – задала риторический вопрос Малева.

Другой риторический вопрос: можно ли говорить о преодолении бедности, когда в стране огромен разрыв в доходах населения? Уровень материального неравенства в России недопустимым назвал министр экономического развития Максим Орешкин, хотя и добавил позитива: мол, этот разрыв сокращается. «Ухудшение ситуации с доходами и ростом цен на отдельные виды услуг осложняет развитие человеческого капитала», – добавил министр.

Зато все прекрасно с капиталом небольшой кучки россиян. На Гайдаровском форуме озвучили пугающие цифры из доклада Всемирной лаборатории неравенства Парижской школы экономики: богачи хранят в офшорах в три раза больше денег, чем есть в активах России. А ведь эти огромные средства могли бы работать на страну, которая смогла бы поддержать ими бедных. Почему этого не происходит – очередной риторический вопрос.

Источник

ДОБАВИТЬ ТОП ОБЪЯВЛЕНИЕ: ПОДРОБНЕЙ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x