Трехсторонняя встреча России, Украины и Еврокомиссии, на которой определится будущее транзита газа из нашей страны по территории Незалежной в государства Старого Света, состоится 21 января. «Газпром» и «Нафтогаз» подтвердили участие в переговорах. Стороны вынуждены искать компромисс: если переговоры окажутся неудачными, то под вопросом окажутся поставки российского топлива европейским покупателям. Президент Владимир Путин подтвердил, что даже после полной загрузки новых российских транспортных маршрутов в Европу, останется возможность дальнейшего использования газопроводов Незалежной. Впрочем, сделка может сорваться даже в последний момент.
Отдельные двусторонние переговоры с Россией и Украиной накануне общей встречи проведет вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович. Последний раз в подобном формате консультации проходили полгода назад — в конце июля 2018-го. Они закончились без результата — стороны лишь согласились выработать график новых переговоров, — но и этот документ постоянно перерабатывался. Сначала было решено, что очередной раунд консультаций состоится в декабре, но затем срок проведения встречи сместился.
Есть все предпосылки, что 21 января дело все-таки сдвинется с места, и российско-украинское соглашение о транзите газа будет пролонгировано. Компромисс необходим как Киеву, так и Москве. Срок действующего договора истекает в 2019 году. Украинская газотранспортная система (ГТС) нужна «Газпрому» — трубопровод «Турецкий поток» продолжают строить, сейчас обсуждается вопрос его продления до Сербии, а судьба другого экспортного канала из нашей страны в Европу, «Северного потока-2», остается неясной.
Украина также заинтересована в продлении соглашения. Доходы Незалежной от транзита российского голубого топлива в ЕС составляют $2–3 млрд в год. Это 10% ежегодных зарплат всех украинцев. Кроме того, «Нафтогазу» нужны средства на поддержку постоянной работоспособности газопроводов. На эти цели ежегодно уходит $1 млрд.
Россия настроена на положительный исход переговоров. Путин в очередной раз подтвердил, что Россия сохранит транзит топлива по территории Незалежной. Однако Украину разрывают внутренние конфликты в энергетическом секторе. По словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, Киев собирается учредить нового оператора ГТС, который может быть создан в концессии с зарубежными инвесторами. Это хитрый ход: участие в соглашении европейцев, для которых важно быть уверенными в стабильных поставках российского газа, служит гарантией лояльности «Газпрома» в отношении нового контракта. То есть Москва должна дать добро на соглашение с создаваемой компанией «Магистральные газопроводы Украины», которой «Нафтогаз» передаст управление ГТС.
Как полагает партнер RusEnergy Михаил Крутихин, поскольку новое соглашение «Газпрому» о транзите должно быть подписано с никому не известной фирмой, это рискует послужить главным препятствием в разрешении российско-украинских проблем в газовой сфере. «В свое распоряжение новая структура получит трубопроводную систему Украины с 2020 года. Киев вынуждает «Газпром» заключить контракт с компанией, которая существует только на бумаге. Представители российской монополии могут просто уйти с переговоров — и окажутся правы», — полагает эксперт.
Дополнительным фактором нагнетания обстановки служат нескончаемые судебные препирательства «Газпрома» и «Нафтогаза» в европейских инстанциях. Несмотря на то что Киеву удалось наложить арест на газовые активы России в Швейцарии, суд этой страны вскоре отменил свой вердикт. «Нафтогаз» не сдает позиции: компания объясняет решение кантона Цуг процессуальными неурядицами.
«Пока не будет достигнут компромисс по судебным газовым спорам России и Украины — судьба транзита сырья через Незалежную продолжит оставаться в подвешенном состоянии. Скорее всего, на встрече 21 января будут заключены временные соглашения, которые в дальнейшем будут неоднократно переписаны», — уверен Крутихин.