Минэкономразвития (МЭР) подсчитало, сколько отечественная экономика потеряла в прошлом году от санкций, предъявленных нашей стране со стороны других государств. Сумма вышла немаленькая — $6,3 млрд. Между тем, грядут новые санкции, которые уже разработал Вашингтон. Только запрет на покупку российских казначейских облигаций может в этом году добавить к нашим потерям до $10 млрд.

По оценке МЭР, против российских товаров сейчас действуют 159 ограничений в 62 странах. В прошлом году ущерб от них составил $6,3 млрд. Наибольший урон мы ощутили со стороны стран ЕС – $2,4 млрд (25 санкций), США — $1,17 млрд (9 санкций) и Украины — $775 млн (22 санкции).

Далеко не всегда численное количество санкций, введенных против России, подразумевает их качественные последствия. Другими словами, объем предъявленных ограничений не всегда приводит к крупному ущербу экономики нашей страны. Например, Белоруссия, находящаяся на четвертом месте в рейтинге МЭР по количеству объявленных санкций, «разорила» Россию в прошлом году всего на $42 млн. Это не удивительно, ведь претензии белорусов касались таких «мелочей», как поставки макарон быстрого приготовления или молотого кофе. Запрет на импорт подобных продуктов не свидетельствовал о согласии Минска с обвинениями Запада в отношении Москвы. Скорее, Белоруссия воспользовалась моментом и выдавила со своего рынка российских конкурентов.

То же можно сказать о Таиланде и Бразилии, которые на двоих выставили нашей стране целых 10 санкций (больше, чем США), приведших к ущербу всего на $130 млн. Главным образом, ограничения со стороны этих государств также объяснялись не политической атакой на Кремль, а банальными внешнеторговыми разногласиями.

Формальный ущерб для России от введения зарубежными странами ограничительных мер составил, по оценке директора по стратегии АО «Финам» Ярослава Кабакова, чуть больше 1% от ВВП. «Однако такая прямая оценка – не совсем корректна, — отмечает эксперт. — Значительная часть ущерба потерь от санкций связана не с прямыми убытками, а с упущенными возможностями для экономического роста. В первую очередь, речь идет о недополученных инвестициях и ограничениях доступа к мировым финансовым рынкам. Соответствующие оценки специалистов сильно расходятся — от 2% до 5% ВВП». Учитывая подобные факторы, реальный ущерб России от санкционной атаки в прошлом году может доходить до $11-27 млрд.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Путин скрыл курсы валют от россиян

Тем не менее, нужно признать, что в численной выражении Россия остается лидером по набранным «очкам» — количеству санкций, предъявленных остальными мировыми державами. Впрочем, это не означает, что мы единственные, кто серьезно пострадал. В ноябре прошлого года, к примеру, Вашингтон заявил о разработке нового списка санкций в отношении более 600 отдельных лиц и компаний Ирана. Правда, эти меры должны быть введены сразу пакетами и их численное количество окажется гораздо меньше, чем объем санкций к России. Тем не менее, экономический эффект от американских угроз в отношении Тегерана не заставил себя долго ждать — только в 2018 году, в преддверии введения санкций, иранская валюта риал упала в цене на 70%.

Другой подсанкционной стране – Северной Корее – западные претензии также в основном предъявлялись пакетами — с 2006-го по 2016-й год под запрет попало до 50% экспорта республики. В 2018 году «черный список» пополнили несколько десятков граждан и организаций КНДР. Были запрещены поставки в страну энергоресурсов и создание совместных предприятий с северными корейцами. Ущерб Пхеньяна от санкций президент США Дональд Трамп оценил в $1 млрд.

В этом году, нашу страну может ожидать еще одна порция санкций со стороны США, которая коснется запрета на покупку российский облигаций федерального займа американскими инвесторами. По оценке старшего аналитика «БКС-Капитал» Сергея Суверова, потери только от этих мер рискуют достичь $10 млрд.

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x