Пересмотреть критерии уголовного преследования предпринимателей, чтобы минимизировать случаи попадания под статью «кое-как или по непонятным соображениям» предложил во время Послания Федеральному собранию президент Путин. «Серьезной проблемой для экономики» Путин назвал то, что сотрудники компаний, которые стали жертвами разбирательств, массово остаются без работы. Глава государства привел статистику, по которой 45% дел в отношении представителей бизнеса прекращается до суда. Поможет ли наказ президента снять жесткие ограничения свободы предпринимательства, выяснял «МК».
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — заявил Президент России. В связи с этим президент поручил пересмотреть определение «группа лиц по предварительному сговору».
Путин уже много раз во время посланий говорил про необоснованные преследования предпринимателей, но актуальность этой проблемы не ушла, подчеркивает член Торгово-промышленной палаты (ТПП) Анна Вовк. «Хочется надеяться, что предложенная мера окажет положительный эффект, однако пока не очень понятно, с чего бы чиновникам сейчас вдруг бежать и что-то менять, — говорит она. — Едва ли те, кто сейчас «кормится» за счет преследования бизнеса, будут отказываться от своей власти над ним».
Возбужденные дела закрываются чаще всего из-за того, что из предпринимателей удается «вышибить» деньги, считает председатель общественного движения «За честный рынок» Илья Хандриков. «Причина не в том, что дела разваливаются за неимением доказательств. Если люди в погонах вцепились в предпринимателя, то уж мертвой хваткой. А в таком случае предприниматель вынужден искать другого покровителя, чтобы тот решал возникшие проблемы с прежним», — рассказывает эксперт. По мнению Хандрикова, пожелания Владимира Путина не изменят ситуацию: «Общественность узнает о возбуждении дела чаще всего в том случае, когда какой-то предприниматель не поделился деньгами. Пересмотр критериев, предложенный президентом, — это замечательно. Но вопрос заключается в самой системе. Она заточена так, что не трогают только тот бизнес, который в данный момент никому не нужен».
Тот, кто старается производить конкурентоспособный продукт, давать рабочие места, платить достойные зарплаты, не должен бояться, что по каким-то ложным сфабрикованным обвинениям он может потерять весь свой бизнес и свою репутацию, убеждена основатель международной сети кофеен Анна Цфасман. «Когда общественность не понимает, с чем связана мера пресечения для честных предпринимателей, это кардинально влияет на инвестиционный климат в нашей стране», — полагает она.
Отметим, что заявление Путина прозвучало спустя пять дней после задержания основателя инвестиционной компании Baring Vostok Майкла Калви. Предприниматель подозревается в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный экспресс». «Кто прав, кто виноват — решит суд. Однако теперь из каждого утюга будет звучать: вот что происходит с теми, кто инвестирует в Россию», — прокомментировал ситуацию директор информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев.
Изменит ли судьбу Калви и других пострадавших предпринимателей нынешнее выступление Путина? Владимир Рожанковский, эксперт «Международного финансового центра», считает, что судебные решения могут быть приняты как в пользу бизнеса, так и против него. «Ситуация в отношении судопроизводства по малому бизнесу очень разная. В регионах есть тенденции к кулуарности таких дел, и итогами их нередко становятся реальные судебные сроки за эфемерные правонарушения. Но в больших городах, где сговоры стали более проблематичными, эта практика постепенно снижается», — подчеркивает он.