К ситуации в Екатеринбурге подключился президент Владимир Путин. Он посоветовал решить проблему с помощью опроса жителей города: хотят ли они возрожденный храм или нет. Сначала , правда, удивился. По его словам, обычно горожане требуют возведения церквей… Впрочем, и в Екатеринбурге перед началом строительства опрос был. Но какой-то хиленький, в нем приняло участие чуть более 3000 человек. И это в городе с полуторамиллионным населением. Возможно и впрямь нужно проводить новый. Можно ли было избежать такого «народного бунта», правильную ли тактику выбрали власти уральской столицы, пытаясь найти оптимальное решение вопроса о месте строительства? «МК» разбирался в этом с помощью специалиста психо-социолога.
– Конечно, такая «выборка» является заведомо не репрезентативной, – отметил психо-социолог Николай Попов. – И принимать конкретные решения на основании столь малолюдного голосования нельзя.
– Но как же тогда быть? Как докопаться до истинного общественного мнения?
– Находясь в Москве, я не могу объяснить, почему екатеринбуржцы столь прохладно отнеслись к электронному голосованию. Однако, когда его организаторы увидели, сколь незначительна доля участников, они должны были бы задуматься об организации иного способа опроса граждан. В конце концов, есть специальные службы, специализирующиеся на проведении социальных опросов, можно было привлечь волонтеров и устроить в городе несколько мобильных опросных пунктов, чтобы люди могли не через компьютер, а в живую высказать свое мнение…
Никакой велосипед при этом изобретать не надо. Подобные опросы уже не раз проводились в других российских городах. Например, год назад в городе Белоусово Калужской области провели голосование среди жителей по поводу предложенного им проекта муниципальной программы по формированию современной городской среды. Конечно, сравнивать размеры Екатеринбурга и Белоусово нельзя, однако в масштабах этого небольшого калужского городка специально созданная комиссия для организации общественного обсуждения провела эффективную работу. Голосование жителей проходило в десятке пунктов: на почте, в школе, в нескольких детских садах, во Дворце культуры, в здании городской администрации… В итоге, участников голосования набралось весьма внушительное количество, и высказанное ими мнение уже можно было с полным основанием использовать для принятия решений.
– Судя по последней информации, подобный же опрос собираются провести теперь и в столице Урала…
– Боюсь, что это может в сложившейся ситуации не дать желаемого результата. Логика событий нарушена. Это сродни тому, как если бы большевики сперва взяли штурмом Зимний, а уже потом стали спрашивать россиян, хотят ли те революции… Впрочем, иной путь мирного решения проблемы вряд ли удастся найти. Если только вовсе отказаться от строительства Екатерининского храма в городе… Хотя и в этом случае среди явно разгоряченной последними событиями части населения Екатеринбурга наверняка возникнет неудовольствие.
А вот как видит ситуацию руководитель Свердловского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России» Артем Николаев, с которым пообщался корреспондент «МК»
– В сложившейся у нас в городе ситуации нужен, в первую очередь, спокойный, мирный диалог между сторонниками и противниками строительства храма. При этом все должны действовать в рамках правового поля. Ну а такими агрессивными методами, которые, увы, мы увидели в минувшие дни в сквере у Театра драмы, проблему уж точно не решить, – подчеркнул Артем и поделился своими наблюдениями.
– Я проходил там недавно и видел последствия «марша несогласных». Вы знаете, получается парадоксальная картина: они ведь в качестве одного из главных своих аргументов выдвигают заботу о сохранении в центре города зеленого уголка природы, а на поверку эта акция дала противоположный эффект – в результате попыток «выселить» строителей с этой территории трава в сквере затоптана, ветви деревьев поломаны… Какая уж тут экология!
– А кто же должен заниматься налаживанием мирных переговоров? Городская администрация? Общественные организации?
– Главное, что в массе своей горожане готовы идти на диалог. А находить пути к примирению противников и сторонников строительства храма, находить компромиссное решение этой проблемы должны и официальные инстанции, и общественники.