В Саудовской Аравии прошло заседание мониторингового министерского комитета ОПЕК+, от которого нефтяной рынок ждал намека, будет ли продлено на второе полугодие года соглашение о сокращении добычи нефти. Интригу решили сохранить до июня: некоторые страны группы озвучили свое желание продлить сделку, а лидеры по нефтедобыче – Россия и Саудовская Аравия заняли выжидательную позицию. Тем временем США, не участвующие в соглашении о сокращении добычи, продолжают наращивать производство нефти. Таким образом, борьба с переизбытком «черного золота», которую ведет картель и расширенная группа, на руку американским производителям: при высоких ценах окупается их трудноизвлекаемая сланцевая нефть. В пользу своих нефтяников действует и правительство США, предоставляя им льготы и поддерживая отрасль. Тему международной конкуренции на глобальном нефтяном рынке обсудили эксперты в эфире канала Россия 24.

Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов считает, что конкуренция на мировом нефтяном рынке только растет. «Мы видим, что появилась четкая тройка лидеров — это США, Россия и Саудовская Аравия. США даже выходят на первое место. Это связано во многом с тем, что администрация Трампа поддерживает свои нефтяные компания. Там проведена налоговая реформа, снижен налог на прибыль корпораций с 35 до 21%, и именно нефтяные компании получили беспрецедентные льготы. Многие из них не платили вообще налогов в прошлом году, такие компании как Chevron, Halliburton, получили налоговые льготы из бюджета», – отметил он.

Саудовская Аравия тоже поддерживает свои нефтяные компании, добавляет Суверов. «Налог на прибыль в Саудовской Аравии для нефтяников был снижен с 85 до 50%. Кроме того, компании в королевстве получают субсидии в случае стабилизации цен на внутреннем рынке. В России же, наоборот, налоговая нагрузка, мы видим, остается высокой», – замечает аналитик.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Венесуэла предложила России свою нефть

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин добавил, что в последнее время США стали сильно теснить конкурентов за счет агрессивной поддержки государством своих нефтяных компаний. «Америка в прошлом году впервые стала нетто-экспортером газа и в декабре месяце впервые с 1949 года стала нетто-экспортером нефти», – заметил он. По словам Делягина, для того, чтобы американские нефтяники могли расшириться и захватить рынок государство предоставило им налоговые льготы.

Кроме того, в сегодняшних реалиях, чтобы конкурировать на рынке недостаточно просто «качать нефть и ни о чем не думать», добавляет Михаил Делягин. «Сейчас все уходят в наиболее сложные и при этом наиболее доходные производства: в нефтехимию, в нефтепереработку ну и газохимию тоже. Saudi Aramco более 40% своей выручки получает от нефте и газохимии. Она развивает эти отрасли именно потому, что государство оставляет ей деньги на развитие, – говорит эксперт, – Это глобальный тренд. Вы не можете заработать деньги на поставке сырья, значит, вы должны зарабатывать деньги на его переработке, производстве с очень высокой добавленной стоимостью».

Директор центра политической информации Алексей Мухин соглашается, что США и Саудовская Аравия предоставляют своим компаниям максимум преференций, пользуясь тем, что они довольно сильные, доминирующие игроки на рынке. По его словам, России нужно действовать также. «Если мы будем продолжать душить налогами нефтяную отрасль, мы просто проиграем этот рынок. Здесь необходимо вести гораздо более агрессивную политику, больше поддерживать отечественные компании», – сказал он.

Эксперт пояснил, что яркий пример крайне агрессивной политики – модель поведения США и Саудовской Аравии, которые «просто не стесняются делать то, что остальные в приличном обществе должны бы стесняться делать». «Я имею в виду крайние формы протекционизма для своих компаний, наплевав на нормы международного сотрудничества, на нормы ВТО, на нормы поведения на нефтяном рынке», – добавил он. Другое дело, заметил Мухин, когда «активно используются не только экономические рычаги и фискальные рычаги, помощь компаниям, прямое их субсидирование». «Речь идет и о политических моментах. Вот почему американские компании так обожают Дональда Трампа? Ведь сначала они выступили против него, – задается вопросом эксперты, – Потому что он просто действует в их интересах, он – глобальный лоббист. Если наши российские власти, политические власти начнут действовать точно также, то мы получаем тоже эти конкурентные преимущества. А если мы их не получаем, мы теряем рынки».

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Жителям Чечни списали 9 млрд долгов за газ, чтобы не митинговали

По мнению эксперта, фискальные и финансовые ведомства России «ведут противоречивую работу». «Возникает вопрос: вы что, за супостата что ли? Непонятно. Рынок развивается нормально, организм развивается нормально, если существуют четкие правила игры, которые можно прогнозировать. Тогда и бизнес зарабатывает, и можно нормально развиваться. Когда правила игры постоянно меняются, когда временные фискальные меры становятся постоянными, организм просто не развивается. Он начинает слабеть, он начинает бороться за выживание. Где уж тут о глобальной конкуренции говорить?», – говорит политолог.

Михаил Делягин напомнил термин «бюджетобесие», иллюстрируя тезис Мухина.  Делягин считает, что в России создается ситуация, когда нефтепереработка, как и нефтехимия, становятся нерентабельными отраслями.

Недостаток развития отрасли нефтепереработки в купе с налоговым маневром в нефтяной отрасли отражается в цене на бензин, что влияет на стоимость услуг, продуктов, транспорта. «Смысл налогового маневра, чтобы в России было невыгодно производить бензин, а было выгодно сырую нефть отдавать на Запад, чтобы там добрые хорошие люди с правильными лицами производили бензин и продавали его нам сюда, потому что у нас в результате этих действий повышают себестоимость сырой нефти и снижают пошлины на экспорт, – отмечает Михаил Делягин, – Потому что в цене бензина три четверти сидит это налоги. Я еще помню, совсем недавно сидело 67%».

Таким образом, правительство нанесло «почти смертельный удар по собственной экономике», считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышлеников Рустам Танкаев. «Из 37 заводов у нас 29 заводов, так или иначе, способны дотировать за счет других видов бизнеса нефтепереработку. И они выживают. Лучше, хуже — не важно, но выживают. Восемь заводов – абсолютно независимые. Они не успели перейти в категорию вертикально интегрированных компаний, и они разоряются. Причем кто-то разоряется явно, кто-то пытается замалчивать свои проблемы», – говорит Танкаев.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Показатель стабильности: Центробанк не стал менять ключевую ставку

При этом он отмечает, что российских компаний есть потенциал стать лидерами мирового рынка. «Наши нефтяные компании имеют уникальную стратегию, которая позволяет им побеждать на мировом рынке. За последние годы результаты очень впечатляющие, очень. Смысл этой стратегии состоит в том, что мы организуем альянсы с потребителями нефти, причем пускаем их очень близко в свою нефтедобывающую отрасль. В результате у нас получаются цепочки, которые позволяют получать дополнительную прибыль всем участникам. В этой ситуации Саудовская Аравия не может с нами конкурировать. Они пытались перекупить завод в Вадинаре, в Индии, который купила «Роснефть», но сделать ничего не смогли, потому что наши предложили 49% акций добывающих компаний в обмен на акции завода в Вадинаре, а Саудовская Аравия, кроме денег, ничего предложить не может», – заметил он. Эксперты резюмировали, что развить конкурентные преимущества России на нефтяном рынке поможет ослабление налоговой нагрузки на нефтяников, развитие смежных отраслей, создание региональных кластеров и упорядочивание ситуации с акцизами на бензин.

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x