Вступление
В воскресенье перед праздником Великой и Святой Пасхи и в начале Страстной недели Православная Церковь отмечает один из самых радостных праздников в году. Вербное воскресенье – это день Входа нашего Господа в Иерусалим после Его славного чуда воскрешения Лазаря из мертвых. Предвидя Его прибытие и услышав о чуде, люди вышли на встречу с Господом и приветствовали Его с проявлениями чести и криками хвалы. В этот день мы принимаем и поклоняемся Христу таким же образом, признавая Его как нашего Царя и Господа.
Библейская история
Библейская история о Вербном воскресенье записана во всех четырех Евангелиях (Матфея 21: 1-11; Марка 11: 1-10; Луки 19: 28-38; и Иоанна 12: 12-18). За пять дней до Пасхи Иисус пришел из Вифании в Иерусалим. Послав двух учеников принести ему осла осла, Иисус сел на него и вошел в город.
Люди собрались в Иерусалиме на Пасху и искали Иисуса, как из-за Его великих дел и учения, так и потому, что они слышали о чуде воскресения Лазаря. Когда они услышали, что Христос входит в город, они вышли встретить Его с пальмовыми ветвями, положив свои одежды на землю перед Ним и крикнув: «Осанна! Блажен, кто приходит во Имя Господа, Царя Израиля! »
В самом начале Своего общественного служения Иисус провозгласил Царство Божье и объявил, что силы грядущей эпохи уже действуют в нынешнюю эпоху (Луки 7: 18-22). Его слова и могущественные дела были исполнены «для того, чтобы произвести покаяние как ответ на Его призыв, призыв к внутреннему изменению ума и сердца, который приведет к конкретным изменениям в жизни человека, призыв следовать за Ним и принять Его мессианское предназначение. Триумфальное вхождение Иисуса в Иерусалим – это мессианское событие, благодаря которому была объявлена Его божественная власть.
Вербное воскресенье призывает нас созерцать нашего царя: Слово Божье стало плотью. Мы призваны созерцать Его не просто как Того, кто пришел к нам однажды верхом на жеребце, но как Того, кто всегда присутствует в Его Церкви, непрестанно приходя к нам в силе и славе в каждой Евхаристии, в каждой молитве и таинстве и в каждом акте любви, добра и милосердия. Он приходит, чтобы освободить нас от всех наших страхов и неуверенности, «чтобы торжественно овладеть нашей душой и быть возведенным на престол в нашем сердце», как кто-то сказал. Он приходит не только для того, чтобы избавить нас от наших смертей Своей смертью и Воскресением, но также и для того, чтобы мы смогли достичь наиболее совершенного общения или союза с Ним. Он Царь, который освобождает нас от тьмы греха и рабства смерти. Вербное воскресенье призывает нас созерцать нашего короля: победителя смерти и дающего жизнь.
Вербное воскресенье призывает нас принять как правило, так и Царство Божье в качестве цели и содержания нашей христианской жизни. Мы черпаем свою идентичность из Христа и Его Царства. Царство есть Христос – Его неописуемая сила, безграничная милость и непостижимое изобилие, данное человеку свободно. Царство не лежит в какой-то момент или место в отдаленном будущем. По словам Писания, Царство Божие не только под рукой (Матфея 3: 2; 4:17), оно внутри нас (Луки 17:21). Царство является настоящей реальностью, а также будущей реализацией (Матфея 6:10). Феофан Затворник написал следующие слова о внутреннем правлении Христа Царя:
«Царство Божие внутри нас, когда Бог царствует в нас, когда душа в своих глубинах признает Бога своим Мастером и послушна Ему во всех своих силах. Тогда Бог действует в нем как господин «и к воле, и к добру своему» (Филиппийцам 2:13). Это правление начинается, как только мы решаем служить Богу в нашем Господе Иисусе Христе по благодати Святого Духа. Затем христианин передает Богу свое сознание и свободу, которые составляют основную сущность нашей человеческой жизни, и Бог принимает жертву; и таким образом достигается союз человека с Богом и Бога с человеком, а завет с Богом, разорванный грехопадением и продолжающий разлагаться нашими умышленными грехами, восстанавливается ».
Царство Божие – это жизнь Святой Троицы в мире. Это царство святости, добра, правды, красоты, любви, мира и радости. Эти качества не являются делами человеческого духа. Они исходят из жизни Бога и раскрывают Бога. Сам Христос есть Царство. Он Богочеловек, Который низвел Бога на землю (Иоанна 1: 1,14). «Он был в мире, и мир был создан через Него, но мир не знал Его. Он пришел в Свой дом, и Его народ не принял Его »(Иоанна 1: 10-11). Его оскорбляли и ненавидели.
Вербное воскресенье призывает нас увидеть нашего короля – Страдающего слугу. Мы не можем понять царствование Иисуса отдельно от страсти. Наполненный бесконечной любовью к Отцу и Святому Духу, а также к творению, в Своем невыразимом смирении Иисус принял бесконечное унижение Креста. Он нес наши печали и нес наши печали; Он был ранен
за наши преступления и сделал Себя приношением за грех (Исаия 53). Его прославление, которое было достигнуто посредством воскресения и вознесения, было достигнуто через Крест.
В мимолетные моменты изобилия, которые отмечали триумфальное вхождение Иисуса в Иерусалим, мир принял своего Царя, царя, который был на пути к смерти. Его страсть, однако, не было болезненным желанием мученичества. Цель Иисуса состояла в том, чтобы выполнить миссию, ради которой Отец послал Его.
«Сын и Слово Отца, подобно Ему, без начала и вечности, пришли сегодня в город Иерусалим, сидящий на немом звере, на жеребене. От страха херувимы не смеют смотреть на Него; все же дети чтят Его ладонями и ветвями, и мистически они поют гимн хвалы: «Осанна в вышних, осанна Сыну Давидову, Который пришел спасти от ошибки все человечество». (Гимн Света .)
«С очищенными душами и ветвями, несущими дух, с верой давайте петь хвалу Христу, как дети, громким голосом плача Учителю: благословен Ты, Спаситель, пришедший в мир, чтобы спасти Адама от древних прокляну; и в Твоей любви к человечеству Ты был рад духовно стать новым Адамом. О Слово, Который приказал все для нашего блага, слава Тебе. (Сессионный гимн Ортроса)
Икона праздника
В Иконе праздника Вербного воскресенья Христос – центральная фигура, изображенная сидящей на жеребце осла, когда Он входит в Иерусалим, исполнение пророчества, найденного в Захарии 9: 9. Христос благословляет Своей правой рукой, а в Его левой руке находится свиток, символизирующий, что Он является исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии, Помазанника, Который пришел, чтобы искупить нас от наших грехов и сломить силу смерти , Жеребенок, одно из животных, которые считались нечистыми согласно Закону, символизирует включение всех народов всех народов в новый завет, который придет через смерть и Воскресение Христово (Исаия 62: 10-11). Это также знак того, что наш Господь открыл небесное и духовное царство, которое предлагает истинный и прочный мир.
Справа ученики сопровождают Иисуса в Его триумфальном входе. Слева изображены евреи, которые приветствуют Его и кричат: «Осанна! Блажен, кто приходит во имя Господа, даже Царь Израильский! » Слово «Осанна» означает «Спаси, я молюсь» или «Спаси сейчас».
Дети – это маленькие люди, которые приветствуют Христа с пальмовыми ветвями и возлагают их и свои одежды на землю перед Христом как знак чести для того, кто признан Царем. Город Иерусалим изображен в виде замурованных зданий, а храм – как здание с куполом.
Православное христианское празднование Вербного воскресенья
Вербное воскресенье празднуется Божественной литургией святого Иоанна Златоуста, которой предшествует богослужение. Великая Вечерня проводится в субботу вечером в соответствии с порядком, установленным в Триодион. Чтения Священного Писания для Вербного воскресенья: У Вечерины: Бытие 49: 1,8-12; Софония 3: 14-19; Захария 9: 9-15. У Ортроса (Утреня): Матфея 21: 1-17. На Божественной литургии: Филиппийцам 4: 4-9; Иоанна 12: 1-18.
В это воскресенье, помимо Божественной литургии, Церковь отмечает Благословение и раздачу пальм. Корзина с сотканными пальмовыми крестами находится на столе перед иконой Господа, которая находится на иконостасе. Молитва о благословении пальм находится в иератиконе или евксологионе. Согласно рубрикам «Типикон», эта молитва читается в Ортросе перед псалмами хвалы (Айной). Затем ладони раздаются верующим. Сегодня во многих местах молитва произносится по завершении Божественной литургии перед аполизом. Текст молитвы, однако, ясно указывает на то, что это не молитва о благословении ладоней, хотя это ее название, а скорее о благословении для тех, кто в подражании событию Нового Завета держит ладони в своих руках как символы победы Христа и как признаки добродетельной христианской жизни. Тогда оказывается, что было бы правильнее держать верующих в руках во время Божественной литургии, когда Церковь празднует присутствие и пришествие Господа в тайне Евхаристии.
Гимны и молитвы Вербного воскресенья
Аполитикион: Первый Тон
Воскресив Лазаря из мертвых перед Твоей страстью, Ты подтвердил вселенское воскресение, о Христос Бог! Как дети с ладонями победы, мы взываем к Тебе, о Победитель смерти: осанна в вышних! Блажен, кто приходит во имя Господа!
Аполитикион: четвертый тон
Как при крещении мы были погребены вместе с Тобой, Христос, Бог наш, и благодаря Твоему Воскресению мы были признаны достойными бессмертной жизни; и прославляя Тебя, мы плачем: осанна в вышних; Блажен, Кто приходит во Имя Господне.
Престол на небесах, неся жеребенка на земле, о Христос Бог. Примите похвалу ангелов и песни детей, которые поют: Блажен, кто приходит вспомнить Адама.